Фахверк и барокко
В Германии архитектура получила развитие лишь в XVIII веке.
В основном возводились представительские здания, массовая архитектура находилась в упадке. Бюргерские дома строились по одному типу. Планировка дома подчинялась вкусам его владельца.
Еще в эпоху Средневековья традиционными для Германии стали дома с фахверковой конструкцией стен.
Рисунок 1. Фахверковое здание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дом строился на основе деревянного каркаса из брусьев, пространство между которыми заполнялось глиной или кирпичом. Балки, которые выходили на фасад, раскрашивались в темный цвет, а пространство между ними - в светлый. В результате получался четкий двухцветный рисунок.
Образцом для дворцов немецких князей были дворцы французских монархов. Каждый немецкий князь мечтал о своем «Версале». Все дворцы и парки строились по французским канонам. Однако в течение XVIII века господствующим стилем был барокко, получивший название «имперский стиль».
К самым ранним образцам архитектуры барокко в Германии XVIII века относятся дворец Аугустусбург и охотничий замок Фалькенлуст, расположенный в садовом ландшафте города Брюль.
Оба замка были построены в начале XVIII века по распоряжению архиепископа и курфюрста кёльнского Клеменса Августа Баварского. Дворец Аугустусбург был построен по проекту Йохана Конрада Шлауна. Здание имеет U-образную форму с тремя основными и двумя мансардными этажами. Охотничий замок Фалькенлуст был построен по проекту архитектора Франсуа де Кювийе между 1729 и 1740 годами.
Также к числу сооружений, построенных в этом стиле, относятся венский Бельведер (архитектор Иоганн Лука Гильдебранд), королевский дворец в Берлине (архитектор Андреас Шлютер), епископская резиденция в Вюрцбурге (архитектор Иоганн Бальтазар Нейман), дворец и парк Шёнбрунн в Вене (архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах).
Для церковной архитектуры барокко в Германии характерен спиритуалистический уклон. Церковных сооружений в Германии было очень много.
Особенно интересен их внутренний интерьер, представляющий собой синтез архитектуры, декоративного убранства, шедевров живописи и скульптуры.
Рококо
В начале XVIII века в немецких землях начался экономический и культурный подъем. Активно отстраивались Берлин, Вена, Дрезден. На фоне раздробленных княжеств выделились Пруссия и Австрия.
В Берлине работал архитектор Андреас Шлюттер. Его основная работа – реконструкция Королевского дворца в Берлине.
Возводилось большое количество сооружений в стиле рококо.
В дворцовой архитектуре получили преобладание камерные постройки. Яркий образец – дворец Сан-Суси в Потсдаме под Берлином, выстроенный в 1745-1747 гг. по проекту архитектора Георга Венцелауса Кнобельсдорфа. Перед дворцом разбит регулярный барочный парк с водоемами. В парке размещены небольшие павильоны в стиле рококо.
Замок Бенрат представляет собой дворец с подсобными флигелями в стиле рококо. Он находится в административном районе Бенрат на юге Дюссельдорфа, на берегу Рейна. Парк, дворец и другие сооружения были построены по воле курфюрста Пфальца и Баварии Карла-Теодора по проекту ландшафтного архитектора Николя де Пигажа. Строительство дворца началось в 1755 году. Работы были завершены в 1770 году. Этот дворец приобрел свойственные этому времени черты раннего классицизма. Сейчас здесь находится музей.
Классицизм
В середине XVIII века Европу на фоне развития идей Просвещения захлестнула волна увлечения античной классикой.
Архитекторы стали возводить здания в стиле классицизма.
В 40-е гг. XVIII века архитектор Кнобельсдорф построил здание Оперного театра в Берлине. Его фасад выполнен в «палладианском» духе, а его внутренние помещения – в стиле рококо.
Архитектор Карл Готхард Лагханс создал самый известный памятник раннего берлинского классицизма – Бранденбургские ворота. В своей работе он использовал мотивы Афинского акрополя. Эта работа оказала большое влияние на дальнейшее развитие архитектуры в этом стиле.
Также идеи классицизма начали воплощать в жизнь архитекторы Ф. В. Эрдманедорф, К. Т. Лангханс, Д. Жилли и Ф. Жилли.
В 1769-1773 гг. Эрманедорф построил дворец в Вёрлице. Это одно из первых сооружений в Германии в античном стиле.
Еще одним архитектором, творившим в стиле классицизма, был Давид Жилли. В 1798 году он построил берлинскую Академию архитектуры. По проектам Жилли возводились сооружения в разных городах Германии. С 1798 года он преподавал в берлинской Академии архитектуры. Он воспитал целую плеяду архитекторов – К. Шинкеля, К. Лангханса и Л. Кленца.