Кубизм
Глобальные стили проявляют себя во всех сферах искусства, но по-разному. Кубизм появился в 1907 году как течение, связанное с концепциями модернизма. В большей степени кубизм проявил себя в живописи и скульптуре. Считается, что название возникло случайно, один из критиков осеннего салона в Париже отверг картину со словами что она «написана кубиками». Эту фразу использовал другой критик Луи Воксель для своего обзора, возвеличив художника, назвав его смелым творцом, который презирает форму и сводит все к геометрическим схемам и кубам. Первой картиной в тиле кубизма была работа Пабло Пикассо, под названием «Авиньонские девицы», написанная в 1907 году. Первая выставка кубистов состоялась в 1911 году.
Далее термин многократно повторялся в разных изданиях, девизом первых кубистов стала фраза Сезанна «Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса…», хотя кубисты поняли ее слишком буквально и пришли к принудительной геометризации всего окружающего мира.
Живопись кубистов часто была монохромной, они стремились изображать простые вещи, сосредотачивая свое внимание на предмете и структуре.
Основная цветовая гамма состояла из:
- коричневых оттенков;
- зеленых оттенков;
- охристых оттенков.
Кубизм позволял художнику изображать предмет с разных сторон, демонстрируя множественность точек зрения, показывать приемы разложения объемной формы на плоскости. Создаваемое художником пространство увлекало зрителя в глубь картины, воспроизводило сложную пространственно-структурную композицию. Кубизм просуществовал всего десятилетие, его делят на три этапа - сезанисткий период, аналитический и синтетический кубизм.
Кубизм в России появился благодаря коллекционеру С. И. Щукину, который привез в страну первые кубистические картины Пикассо. Русские авангардисты создали собственный вариант этого течения, который назывался кубофутуризмом.
Кубофутуризм – авангардное направление, родившееся в начале 20 века, которое соединило в себе принципы кубистов и футуристов.
Рисунок 1. Картина в стиле кубизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Кубизм в архитектуре XX века
Творческим ядром кубизма в архитектуре стали чешские архитекторы, которые вдохновились возможностями этого авангардистского стиля. Характерными чертами их первых работ стали мотивы разбитых на части плоскостей кристаллов. В 1911 году была основана пражская группа, в которую входили:
- П. Янак;
- Й. Гончар;
- Й. Чокол;
- В. Хофман.
Именно они приняли концепцию кубизма и старались распространить и применить ее в архитектуре. В архитектурном кубизме идеальными формами считались кристалл и пирамида. Так здания-пирамиды стали характерными для этого периода и этой творческой группы. В качестве примера можно назвать резиденцию Ходека, спроектированную Чоколом.
Рисунок 2. Здание в стиле кубизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В расчленении формы архитекторы-кубисты видели возможность определенной структуризации формы и ее исследования. Исследователи считают вполне органичным переход кубизма из живописи в архитектуру, так как в его основе лежит проблема формы и ее структурной организации.
В архитектуре кубизма применялся аналитический метод формообразования с рационально-математической ритмикой и кубизацией неоклассических форм, при этом все колористические признаки кубизма были оставлены в стороне.
Кубист Павел Янак занимался пространственной интерпретацией поверхности архитектурной формы через дематериализацию готических и барочных форм, в то время как его коллеги были сконцентрированы на других приемах. Владислав Хофман акцентировал параметры пространства и формы через структуризацию, а Йозеф Чокол создавал на двухмерной поверхности трехмерную геометрическую сетку с помощью светотени.
Время расцвета кубизма давно ушло, он стал историей, очередной ступенькой из прошлого, ведущей в настоящее, но это не означает, что этот стиль не может вновь стать актуальным, востребованным и понятным обществом. Как и моде, архитектуре свойственна цикличность и, возможно, современная архитектура скоро вновь придет к концепции кубизма.
Больше века назад работы Сезанна стали той связью между классикой и современностью, которая позволила шагнуть в новое время. Впереди нас ждет еще множество открытий на пути к совершенству и гармонии.