Оценить творческую работу сложнее, чем может показаться на первый взгляд, особенно если таких работ много.
Оценивание архитектурного проекта
Каждая работа может быть оценена, но если в случае с решением простой задачи правильность ответа очевидна, то оценивание сложных творческих работ также является более сложным.
Оценивать архитектурный проект может:
- приглашенное жюри в рамках конкурса;
- педагог в рамках учебного процесса;
- руководство в рамках внутреннего конкурса в организации;
- группа специалистов в рамках исторического дискурса.
Как правило творческие работы требуют комплексной оценки и рассмотрения нескольких мнений, этот подход позволяет избежать субъективности и определить истину в результате прений.
В первую очередь оценивает работу сам автор, и эта оценка может быть как жесткой и критичной, так и завышенной и чересчур хвалебной. Сложнее всего объективно подойти к своему собственному творчеству. многие авторы уходят в критику, видя даже маленькие огрехи там, где их никто не заметит, другие же, наоборот, не замечают явных недостатков своих творений.
Стороннее мнение, как правило, ценно в любом деле. Глаз художника, творца, архитектора «замыливается» из-за постоянной работы над одним проектом, и он уже не замечает того, что со стороны кажется очевидным. Увлекшись деталями автор может забыть о пропорциях, увлекшись планировках, забыть об изменениях на фасаде. Оценка архитектурного проекта важна для понимания будущей реакции на само здание. Если даже сам проект вызывает вопросы, то его реализация может спровоцировать бурю негодования.
Критериальное оценивание – это процесс сравнения работы с нормативными показателями.
Рисунок 1. Критерии оценивания зависят от задания и целей, участников и экспертов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Критерии оценивания архитектурного проекта
Один из самых простых и эффективных подходов к оценке – установление критериев. Критерии позволяют перейти от субъективности к объективности, с помощью замены слов баллами.
Критерии оценивания могут отличаться от проекта к проекту, они обычно напрямую связаны с сами заданием на проектирование, рассмотрим лишь пример:
- гармоничность образа, максимум 10 баллов, где 5 - гармоничность выражена не явно, а 10 - здание полностью гармонично;
- проработанность проекта, максимум 20 баллов, где 5 баллов - в документации много ошибок и мало деталей, 10 баллов – проект проработан лишь в общих чертах, 20 баллов – проект полностью проработан;
- творческий подход, максимум 10 баллов, где 1 балл - проект типовой не представляет ценности, а 10 - проект уникален;
- инновационность, максимум 10 баллов, где 1 балл - отсутствие нестандартных решений, 20 баллов – нестандартные архитектурные и инженерные решения;
- контекстуальность, максимум 10 баллов, где 1 балл – проект полностью выпадает из окружения, а 10 - идеально гармонирует с территорией и окружением;
- соответствие требованиям задания, максимум 40 баллов, где 5 баллов – условия задания не выполнены, 20 – условия выполнены лишь частично, 40 – проект соответствует условиям задания.
Таким образом каждый проект может получить от 20 до 100 баллов. По сумме баллов лучший проект определяется автоматически.
Распределение оценок также будет более прозрачным, к примеру, все проекты, набравшие больше 80 баллов, получают отлично, набравшие больше 60 баллов – хорошо.
С введением критериев оценивания вопросы относительно справедливости оценок отпадают сами собой.
Еще один важный момент при оценивании связан в с обезличиванием работ. Чтобы фамилии авторов не говорили «громче», чем их проекты, все авторские данные с работ удаляются и заменяются порядковыми номерами. Так «груз» прошлых побед не будет влиять на результаты голосования.
Ставить оценки непростая задача, которая требует внимательности, концентрированности, честности и насмотренность. Полагаясь на мнение оценщиков организаторы конкурса ждут, что процесс выставления баллов будет максимально честным и прозрачным, все стороны будут согласны с результатами и смогут общаться конструктивно. Важно учитывать и средний уровень участников, одна из работ обязательно будет лучшей и одна худшей, но при этом победителя может и не быть, если лучшая работа набрала меньше требуемого количества баллов. Архитектурные конкурсы непредсказуемы, на них может быть представлено как много сильных работ, каждая из которых имеет право на реализацию, так и много слабых.