Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Композиционная роль колоколен и звонниц в архитектуре ярославских храмов

Колокольни и звонницы

Колокольни и звонницы традиционно ассоциируется с храмовой архитектурой.

Башни с открытым ярусом, в которых размещаются колокола называются колокольнями. Ярус, на котором расположен колокол называется ярусом звона. По традиции колокольни размещают с западной стороны храма.

Типология колоколен:

  • по виду колокольни бывают столпообразные и шатровые;
  • по количеству ярусов колокольни могут быть одно или многоярусными;
  • по форме плана колокольни могут быть круглыми, квадратными и восьмигранными;
  • по высоте столпообразные колокольни могут быть большими (располагаются отдельно, высота их 40–50 метров) и малыми (включены в комплекс храма).

Самыми распространенным типов колокольни является одноярусная восьмигранная шатровая колокольня, которая активно применялась зодчими в 17 веке.

В редких случаях многоярусные колокольни имели два яруса звона, обычно второй ярус играл декоративную роль. Высота ярусов при этом была не менее 4 метров (для нижних) и не менее 3 метров (для верхних).

Чтобы поняться на колокольню устраивалась лестница. Ширина марша должна составлять не менее 800 мм, чтобы звонарь мог подняться и спуститься по забежным лестницам.

Звонница отличается от колокольни конструктивно, она представляет собой сооружение с проемами, которое надстраивается на стене или устраивается отдельно на открытой площадке. Звонницы также могут быть одно или многоярусными. Колокола в них подвешиваются на горизонтальных брусьях. По виду звонницы бывают стенообразными, столпообразными и палатными. Стенообразные представляют собой стену с проемами, стопообразные выполнены в виде башни с проемами в верхнем ярусе. Звонницы палатного типа прямоугольные имеют крытую сводчатую арку.

Размеры проемов для колоколов определялись обшей архитектурой ансамбля, а также зависели от условий, которые обуславливали свободное распространение звука.

Для распространения звука на максимальное расстояние от колокола на пути не должно располагаться никаких препятствий. Идеальные условия создают стенообразные звонницы, но их существенным недостатком является открытое атмосферным осадкам место звонаря.

«Композиционная роль колоколен и звонниц в архитектуре ярославских храмов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Определение 1

Колокол – это металлический ударный инструмент, который состоит из полого купола и подвешенного в центре языка, который издает звук при ударах о купол.

Стенообразная звонница, Успенский Собор. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Стенообразная звонница, Успенский Собор. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Композиционная роль колоколен и звонниц в архитектуре ярославских храмов

Звонницы и колокольни были одними из главных компонентов любого храма. Их расположение выбиралось исходя из общей композиции храма. Выбор между звонницей и колокольней производился исходя из наилучшего расположения колокола. В 17 веке в Ярославле в основном возводились шатровые колокольни, которые могли быть отдельно стоящими или составляли единое целое с храмом. В следующем веке в Ярославле появляются многоярусные колокольни.

Перечислим известные храмы Ярославля и охарактеризуем их колокольни и звонницы:

  • Спасский монастырь, построенный еще в 16 веке, имеет звонницу. По первому проекту звонница состояла из двух ярусов (на первом была церковь, на втором – ярус звона);
  • храм во имя Рождества Христова был возведен с отдельно стоящей шатровой колокольней;
  • храм Иоанна Златоуста был возведен к концу 17 столетия, в 1680 году напротив Святых ворот появилась высокая колокольня. Этот храм стал образцом для многих других храмов, построенных в Ярославле;
  • церковь Николы Мокрого, построенная к 1672 году имеет два шатровых придела и высокую колокольню с крупным шатром;
  • храм Иоанна Предтечи имеет колокольню, состоящую из шести ярусов, четырех из которых- ярусы звона. Высота колокольни 45 метров.

Звуки из колокола извлекают одним из трех способов. Согласно первому способу необходимо встряхивать или качать колокол (язык находится в свободном положении), согласно второму нужно ударять по нему молотом или колотушкой. Третий способ предполагает удары языком о край колокола.

Для беспрепятственного распространения звука колокола его располагают настолько высоко, чтобы соседствующие здания не мешали звуковым волнам, поэтому колокольня становится высотной доминантой композиции. Отдельно стоящие или пристроенные к основному объему колокольни всегда гармоничны со всем ансамблем, их изящная, устремленная в высь форма добавляет ему динамизма.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot