Определение крестово-купольной архитектуры
Крестово-купольный храм – один из древнейших типов храмов, пришедший на Русь из Византии вместе с христианством.
Крестово-купольный храм был воспринят русскими людьми как основополагающая архитектурная система. Известно, что такие храмы доминировали в русском каменном зодчестве вплоть до XVI века. Впоследствии они также продолжали существовать, но уже наряду с бесстолпными храмами, постепенно уступая им в количественном отношении.
В основе крестово-купольной системы лежит прямоугольный объем, образованный стенами здания. Внутри сооружения находится четыре свободно стоящих столба, они соединяются между собой и со стенами при помощи арок и несущих сводов. Такие конструкции воспринимают нагрузку от светового барабана с куполом, переходы к которому заполняются парусами. К центральному квадрату примыкают четыре прямоугольных конца, перекрывающиеся цилиндрическими сводами и ориентированные по сторонам света. Восточный конец завершается полукруглой апсидой (нишей), в которой располагают алтарь. Угловые помещения крестово-купольных храмов между концами креста перекрываются сводами различных форм. Угловые восточные помещения, где обычно размещается жертвенник и дьяконник также завершаются апсидами.
Формирование крестово-купольной архитектуры
На смену древнейшим храмам, которые строились преимущественно в виде базилик, приходят центрические церкви V-го века, которые увенчиваются куполом. Известно, что ранее центрические постройки разнообразных форм возводились как крещальни и мартирии – культовые сооружения, отмечающие места важных евангельских событий, а также места захоронения мучеников. Наиболее известный мартирий – ротонда Гроба Господня в Иерусалиме. В связи с вышесказанным функции центрических купольных построек и храмов-базилик в первое время четко различались.
Становление крестово-купольного типа сооружений происходило с V по VIII века. Постепенно стал преобладать центрический тип храма, а не базиликальный, это происходило преимущественно в восточной части христианского мира. Купол становился одним из важнейших конструктивных элементов византийской храмовой архитектуры. Еще одной важнейшей особенностью стало крестообразное пространство интерьеров. Надо сказать, что перед тем, как крестово-купольный тип храма приобрел свою наиболее совершенную форму, было возведено множество разнообразных центрических сооружений, которые наглядно иллюстрируют интенсивность процесса осмысления образа христианского храма.
Рисунок 1. Софийский Собор в Константинополе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
С одной стороны, центрические храмы были сформированы на основе вышеупомянутых мартириев, с другой – старый храм-базилика трансформировался в новую композицию и соединился с куполом.
Превращение базилики в купольный храм
Процессу видоизменения базиликального типа принадлежит главенствующая роль в формировании крестово-купольной системы. Во многом она сохранила структуру базилики (например – деление интерьера на нефы). В данной ситуации ведущая роль принадлежит столице Византии – Константинополю. В IV веке здесь был построен храм Апостолов, который представлял собой крестообразно соединенные базилики. По образцам данного сооружения были возведены многие европейские постройки VI века, в том числе и храм Иоанна Богослова в Эфесе, который также представлял собой крест с удлиненной западной частью. Интерьер храма разделялся на квадратные ячейки, которые завершались шестью куполами.
Надо сказать, что попытки совмещения куполов с базиликами предпринимались с V века. К таким переходным сооружениям относятся:
- базилика в Филиппах в Греции;
- церковь в Майафарикине (на территории современного Сильвана);
- некоторые монастырские церкви Египта.
Храм монастыря Алахан на территории современной Турции был построен во второй половине V века и представляет собой трехнефную базилику, которая завершается деревянным куполом пирамидальной формы (не сохранился до наших дней). Западная часть сооружения разделяется каменными столбами, а в восточной стороне, по бокам от купольного пространства – при помощи двухъярусных аркад на колоночках. Благодаря таким необычным конструкциям началось формирование поперечного движения в интерьере. В будущем именно это приведет к образованию подкупольного креста. К VI веку такие сооружения стали возводиться в очень больших количествах.
Рисунок 2. Церковь Святой Ирины. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Довольно интересным сооружением с точки зрения архитектуры является Софийский собор Константинополя (532-537 годы). В нем совмещены базиликальный план и купол, венчающий огромное пространство. Огромное пространство среднего нефа перекрывается господствующей конструкцией купола. Благодаря опорам в виде полукуполов основная конструкция имеет продольную ориентацию. Боковые нефы и хор здесь отделяются от основного объема двухъярусными аркадами, над которыми стоят люнеты боковых стен с оконными проемами. Между данными конструкциями уже формируется поперечная перекличка, однако крест в интерьере храма еще не намечен.
Практически одновременно с Софийским собором появилась константинопольская церковь Святой Ирины. Первоначально данное сооружение имело структуру, весьма близкую к вышеописанной, с той лишь разницей, что боковые нефы здесь имели хоры. Однако известно, что реконструкция, проведенная в 740 году, значительно повлияла на состав интерьера храма. В результате данной перестройки храм приобрел крестово-купольную структуру. Вторые ярусы аркад здесь были разобраны, а пространства боковых нефов слились с подкупольным. Арки, воспринимающие нагрузку от купола, плавно перетекали в боковые своды цилиндрической формы. Таким образом получилась композиция из четырех частей креста, которые завершались четырьмя расходящимися сводами.
Похожие типы храмов встречались и позднее. Храм в Дере-Агзы в Малой Азии, построенный в IX веке также имеет три нефа в нижнем ярусе и аркады по бокам подкупольного пространства.