Константин Степанович Мельников (22. 07. (03.08) 1890 - 28. 11. 1974)
Константин Мельников – русский и советский художник, педагог, заслуженный архитектор РСФСР. Лидер авангардного направления в СССР с 1923 по 1933 года. Еще в тридцатые годы получил всемирное признание «великого русского архитектора» современности, но в Советском Союзе его стиль подвергался критике за «формализм», впоследствии которой архитектор отлучен от профессии. По опросу членов Российской академии архитектуры и строительных наук, проведенным в 2001 году К.С. Мельников стал первым среди отечественных и третьим – в мировом списке величайших архитекторов XX века.
Рисунок 1. Константин Степанович Мельников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Детство
К.С. Мельников родился 3 августа 1890 года (22 июля по старому стилю) в многодетной патриархальной семье казенного служащего Степана Иллианоровича и крестьянки Елены Григорьевны Репкиной в селе Петровско-Разумовское.
С малых лет Константин выделялся выдумкой, подвижностью и любовью к рисованию, за что и был отдан родителями в мастерскую иконописи, в которой долго не продержался.
Вскоре после этого Мельникова пристроили «мальчиком» в принадлежащий выдающемуся педагогу, ученому и инженеру В.М. Чаплину, торговый дом «В.Залесский и В.Чаплин». Чаплин быстро обнаружил у Мельникова талант к рисованию и нанял для мальчика учителя, который начал обучать его рисованию.
Обучение
В 1904 году Мельников сдает экзамены при поступлении в «Московское училище ваяния и зодчества» по художественным предметам, но проваливается по русскому языку. Усиленно занимаясь весь последующий год, Константин в 1905 году блестяще сдает вступительные экзамены и поступает в МУЖВЗ.
Училище Мельников заканчивает через 12 лет по отделениям живописи (1914 г.) и архитектуры (1917 г.). Еще находясь на обучении, в 1912 году Константин женится на А.Г. Яблоковой, и в 1913 году у молодых рождается дочь Людмила, а через год и сын – Виктор.
Начало творческого пути
В 1918 году И. В. Жолтовский приглашает Мельникова в Архитектурно-планировочную мастерскую Строительного отдела Моссовета – самую первую архитектурную артель Советского Союза. Под руководством И.В. Жолтовского и А.В. Щусева артель, в составе плана «Новая Москва», разрабатывала проекты по реконструкции и перепланировке Москвы. К Мельников с 1918 по 1922 года занимается планировкой Бутырского района Москвы, а также принимает непосредственное участие в составлении планировок Ходынского поля. Первые работы архитектора разработаны в стиле неоклассицизма с ярко выраженными орденными деталями, но в последующем Мельников делает акцент на общие объемно-планировочные композиции.
В 1920 году Мельников становится профессором только образованных Первой и Второй государственных свободных художественных мастерских. Стиль формообразования Н.Ладовского побуждает Константина Степановича к вступлению в основанную в 1923 году организацию архитекторов-рационалистов АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов). В эти же годы Мельников становится членом Наркомпроса и представителем в Рабисе.
В начале 20-х годов Мельников отказывается от традиционной стилизации и неоклассики и создает первые проекты в абсолютно новом стиле. Таким оказался деревянный павильон «Махорка» Всероссийского махорочного синдиката на Всероссийской выставке, прошедшей в 1923 году в Москве. Именно этот проект оказался самым свежим и оригинальным на выставке. Приемы, использованные при проектировании «Махорки» принесли небывалый успех архитектору на международной выставке в Париже.
После смерти В.И. Ленина, в начале 1924 года, молодой архитектор выигрывает конкурс на проектирование саркофага для Мавзолея великого вождя. Саркофаг задумывается необычной формы, полностью выполненным из стекла.
В 1924 году власти Москвы решают упорядочить торговлю на Сухаревском рынке, и К. Мельников предлагает заполнить все земли, отведенные под рынок однотипными киосками-павильонами. Предложенное архитектурно-планировочное решение Ново-Сухаревского рынка было с энтузиазмом принято властями.
Золотой период
Появление в конце 20-х годов проектов Мельникова произвело фурор в архитектурной среде, вызывая непонимания у одних и восторг у других. Константин Степанович стал создавать проекты общественных зданий, клубов, крупных гаражей, жилых домов, которые в последующем определили облик Москвы двадцатых годов.
Разработанная Мельниковым система прямоточного паркования автомобилей позволила экономить пространство и получать огромные эксплуатационные преимущества. Таким образом были запроектированы и реализованы Бахметьевский гараж, гараж на Новорязанской улице, гараж Интуриста, гараж Госплана.
Рисунок 2. Бахметьевский гараж. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Активное профсоюзное движение дало толчок к активному строительству клубов. Из десяти построенных в 20-30-е годы клубов в Москве, шесть выполнено по проектам Мельникова. Особенностями клубов Константина Степановича было использование наружных лестниц, которые позволяли сэкономить внутренне пространство и гибкая система залов, предполагающая возможность разделения и объединения помещений мобильными перегородками.
Также архитектор принимал активное участие в разработке проекта планировки центрального парка культуры и отдыха имени А.М. Горького.
Последние годы жизни
В конце 30-х годов советская архитектура принимает более эстетическую форму, проекты Мельникова уже не вписываются в эту систему.
Весной 1949 года Мельников начинает работать старшим преподавателем на архитектурной кафедре Саратовского автодорожного института. Осуществляя преподавательскую деятельность Константин Степанович участвует в ряде конкурсов в Саратове: реализуются проектные решения по дизайну интерьера Центрального универмага, реконструкция площади им. Кирова.
В 1951 году Мельников начинает преподавать в Московском инженерно-строительном институте им. Куйбышева. Затем, в 1958 году, во Всесоюзном заочном инженерно-строительном институте, где и прорабатывает до своей смерти.
В 1965 году Мельникову присвоена ученая степень доктора архитектуры, в 1972 году – звание заслуженного архитектора РСФСР.
28 ноября 1974 году Константин Степанович Мельников умирает от обострения хронического лимфолейкоза.
Рисунок 3. Клуб завода «Каучук». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные этапы творчества Константина Мельникова:
- 1917 г. – жилые и рабочие помещения АМО (Москва);
- 1923 г. – павильон «Махорка» на сельскохозяйственной и промышленной выставке в Москве;
- 1924 г. – саркофаг для Мавзолея В.И. Ленина; Ново-Сухаревский рынок, и здание конторы рынка (Москва);
- 1925 г. – павильон и торгсектор СССР на Международной выставке современных промышленных и декоративных искусств (Париж);
- 1926 г. – павильон СССР на международной выставке в Салониках; Бахметьевский гараж (Москва) (Изображение 2).
- 1929 г. – гараж для грузовых машин; дом-мастерская Мельникова; центральный парк культуры и отдыха им. Горького; дом культуры им. Русакова; клуб и столовая при клубе Дорхимзавода им. Фрунзе; дом культуры и столовая при доме культуры химиков завода «Каучук» (Изображение 3); клуб фабри «Буревестник» и «Свобода» (все – Москва);
- 1930 г. – планировка партера ЦПКиО им. Горького (Москва); клуб фарфорового завода им. Газеты «Правда» (г. Ликино-Дулево);
- 1931 г. – реконструкция Московского камерного театра (Москва);
- 1934 г. – гараж Интуриста (Москва);
- 1936 г. – гараж для Госплана (Москва)
- 1950 г. – интерьер Центрального универмага (Саратов)