Композиционные средства гармонизации
Распространенное заблуждение сводится к тому, что каждый творец стремится достичь гармонии, на самом деле каждый творец стремится к своему идеалу, для кого-то идеал содержится и в хаосе. Понятие гармонии также субъективно, как и понятие красоты, стиля, моды, поэтому споры о гармонии в архитектуре не утихают.
Каждому студенту хочется сдать проект на отлично и сделать такой фасад, который впечатлит преподавателя и покажется ему гармоничным. На первом этапе работы над фасадом анализируют его композиция и принимают решения о расположении ключевых объектов. Окна, двери, проемы, тяги и прочие элементы появляются на фасаде путем точного вычисления идеального местоположения.
Зрительный аппарат, то есть глаз устроен так, что он умеет «считывать» одинаковые расстояния между элементами и видя новые отрезки может автоматически соизмерять их с предыдущими, «подсказывая» мозгу, что расстояния равны. Таким образом для зрительного восприятия, чем меньше разнородных расстояний, тем проще объект изучить и понять принцип построения его фасадных решений. На основании этого принципа восприятии строятся все фасадные решения, архитектор вычисляет шаг окон, дверей, декоративных элементов и стремится выдержать его на всем объекте.
К композиционным относятся следующие средства гармонизации:
- доминанта - один главный элемент превалирует над остальными, центр притяжения взгляда;
- ритм и метр - классические приемы гармонизации, которые встречаются в каждом объекте. Метрически или ритмически можно организовать окна, балясины, колонны, дверные проемы, арки и т. п.;
- симметрия и асимметрия также входят в группу самых используемых средств, архитектору всегда приходится выбирать будет ли композиция симметричной или асимметричной;
- контраст и нюанс характеризуют отношения между частями, к примеру нюансные отношения мягкие и едва заметные, они могут проявляться в цветах, размерах отдельных частей. Контрастные сочетания резкие, они добавляют остроты, к примеру круглые и квадратные окна, большие и маленькие элементы;
- тождество подразумевает повторение элементов, они могут иметь увеличенный размер, но визуальная связь между элементами будет сохраняться;
- масштаб, то есть соотношение между элементами здания и человеком. Сомасштабная человеку архитектура ориентирована на пользователя пространства, она не довлеет над человеком.
Нюанс – это незначительное различие однородных свойств, к примеру в оттенках, мелких подробностях.
Рисунок 1. Равновесие - один из композиционных приемов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Гармония
Утверждение, что каждый архитектор в своих творениях стремится к гармонии, ошибочно. Да и само понятие гармонии спорно и многозначно. До конца не ясно в чем заключается гармония, как ее обрести, как ее перенести с одного объекта на другой, нужна ли она вообще, и в чем заключен ее секрет.
Ответы на все эти вопросы каждый из философов дает по-своему, для одних гармония существует лишь в природе, для других она заключена в самом человеке.
Тем не менее, можно с уверенностью утверждать следующее:
- гармония является одной из актуальных тем на протяжении многих веков;
- единого определения гармонии не существует, как и единых критериев гармоничности или дисгармоничности;
- гармония субъективна;
- существует ряд объектов, которые многие сочтут гармоничными, так же, как и ряд объектов, которые мировое сообщество сочтет дисгармоничными;
- гармония затрагивает не только эстетику объекта, но и его смысловое содержание, его стилевую принадлежность, поэтому не стоит ее рассматривать однобоко;
- гармоничные объекты больше радуют глаз, но не каждый архитектурный объект должен быть гармоничен;
- законы гармонии едины и универсальны и действуют во всех сферах жизни.
Рисунок 2. Законы композиции в дизайне. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Гармония вокруг нас, она в природе, в шелесте листвы, в смехе детей, в уюте дома, но не каждый способен ее увидеть, и еще меньшее количество людей может ее повторить в своих произведениях.