Клод-Никола Леду
Клод-Никола Леду (1736 – 1806) – архитектор французского классицизма. Ряд его произведений предвосхитил принципы модернизма.
Клод-Никола Леду родился в провинции Шампань в 1736 году. В 50-е годы XVIII века он перебрался в Париж, где обучался искусству гравировки и принципам градостроительства. Здесь же он получил первый опыт в мастерской Труара.
Рисунок 1. Клод-Никола Леду. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Молодому специалисту удалось быстро занять доминирующую позицию в светской прослойке французской столицы. Он стал молодым архитектором, к которому нередко обращались известные персоны. В 37-летнем возрасте Клод-Никола Леду был назначен на должность королевского архитектора. Все его работы были выполнены в неоклассическом стиле. Большинство из них не сохранились до сегодняшних дней. В числе уцелевших – замок в Нормандии и несколько особняков в Ольвиле и Пти-Шато.
Одним из основных достижений Леду считается генеральный план города Шо. На соляных приисках архитектор хотел создать подобие идеального города. Его жителей должна была поражать не только полукруглая структура, но и своеобразные стереометрические сооружения. В этом плане сильно выделяются дома садовника и смотрителя. Первый выполнен в форме шара, второй по форме напоминал цилиндр. По задумке архитектора через полость цилиндра должен был протекать ручей.
Не уступает по оригинальности и дом терпимости. Форма этого сооружения многое говорила о его назначении. Эти и другие проекты прославили Леду и дали возможность занять первое место среди современников-архитекторов. Ввиду неблагоприятной политической обстановки в стране, архитектору не удалось осуществить данный проект. О задумках архитектора сегодня можно судить лишь по оставшимся чертежам.
Клод-Никола Леду также проектировал таможенные заставы в стиле ампир. Эти сооружения выстраивались вокруг французской столицы с целью создать визуальное кольцо. Всего было построено 50 объектов подобного типа. Каждая из них внушала уважение одним своим видом. До наших дней дошли только четыре здания.
Помимо архитектурного проектирования в жизни Леду были и менее приятные занятия. В конце XVIII века около года он провел в тюрьме вместе с жирондистами и был освобожден во время термидорианского переворота.
Будучи в преклонном возрасте Клод-Никола Леду занимался издательством книг по архитектуре. Формально это были комментарии и пояснения к его утопическим проектам.
Клод-Никола Леду умер в Париже в 1806 году.
Проекты архитектора
Театр в Безансоне (1775 – 1784) был построен в новом революционном стиле. Здесь были предусмотрены места как для обычных граждан, так и для высших слоев общества. Частные жилые сооружения, которые Леду проектировал в 80-е годы XVIII века имели несколько характерных черт:
- нетипичная планировка;
- перемежающиеся профили;
- применение дорического ордера.
Что касается зданий таможенных застав, то в этих проектах Леду из неприметных построек сделал ряд монументальных ворот, получивших впоследствии название Порте-де-Пари. В каждом из построенных зданий проявлялась тяга архитектора к приземистым, грандиозным и правильным формам. Следует заметить, что стоимость этих сооружений оказалась чрезвычайно высока, поэтому в 1789 году Клод-Никола Леду был отстранен от работы. Большая часть из пятидесяти зданий была разрушена во время революции.
Целая пропасть отделяет рациональную постановку классических элементов, продвигаемых Дюраном, от произвольного их применения, которое Леду продемонстрировал в парижских заставах. Они были практически так же не связаны с современной им культурой, как и утопичный проект Шо. Большинство застав постигла та же участь, что и непопулярный в то время таможенный режим – они были разрушены. Развитие архитектуры классицизма после революции тесно связано с необходимостью возведения новых сооружений для буржуазной прослойки и нового республиканского правительства.
Как уже отмечалось выше, Леду был арестован во времена Великого террора. Это событие, а также смерть нескольких его близких родственников послужили причиной прекращения архитектурной деятельности.
Клод-Никола Леду был одним из самых плодовитых и оригинальных французских архитекторов XVIII века. Однако, элементарная и ясная геометрия его сооружений почти не привлекала внимания последующих поколений зодчих.
Город Шо
Следует заметить, что генеральный план города Шо не нёс в себе ничего принципиально нового. От главной площади, имеющей овальную форму в плане, лучами расходились улицы. Кольцевые дороги соединяли лучи. Однако, это был первый индустриальный город, придуманный еще до наступления соответствующей эпохи.
Многолетний труд над этим проектом привел Леду к некоторым архитектурным находкам, которые даже на сегодняшний день кажутся весьма смелыми. Ключевым промышленным объектом в городе была солеварня. На центральной площади должны были располагаться не дворцы, а сооружения общественного назначения.
По проекту Леду даже начали возводить здание солеварни и несколько домов для рабочих. Известно, что Людовик XVI распорядился остановить строительство, а революция уничтожила последнюю надежду на реализацию замысла Леду.
Описание проекта города Шо и связанных с ним архитектурных концепций дошло до нас благодаря книге «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству», изданная Леду в 1804 году. Оставшись наедине с бумагой Клод-Никола Леду из неоклассициста превратился в одного из самых смелых визионеров своего времени. В своей книге Леду признавался, что в большей мере ощущал себя художником, чем практиком.