Классификация зданий по функциональным решениям
Изучая городскую архитектуру, можно увидеть, насколько разнообразна существующая застройка, сформированная за прошедшие столетия. Многие здания изменили свое функциональное предназначение, так как устарели морально или в них отпала необходимость, например, ледники и конюшни перестали быть частью городской структуры уже много десятилетий назад.
Назначение здания является одной из ключевых его характеристик, которая описывает его внутренне устройство и иерархию помещений. Классификатор объектов капитального строительства, основанный на назначении и функционально-технологических особенностях был утвержден в 2020 году и включает сотни наименований, к примеру объекты предприятий обработки и хранения зерна, объекты птицеводства, объекты подготовки нефти, объекты мясной промышленности и другие.
Более удобной является классификация, в которой представлены основные группы зданий:
- гражданские здания, которые делятся на жилые и общественные;
- промышленные здания;
- сельскохозяйственные здания;
- специальные здания.
В свою очередь общественные здания могут быть учебными, административными, относиться к здравоохранительным, спортивным или зрелищным заведениям или быть частью транспортной инфраструктуры, коммунального хозяйства. Помимо данных категорий здания могут быть и многофункциональными, причем прослеживается явная тенденция увеличения количества многофункциональных зданий в городе. Они могут совмещает 2 и более функций, при этом доминирующая функция не должна занимать более 60 процентов площадей.
Такая характеристика как функциональное назначение здания указывается одной из первых в техническом задании. И самым первым вопросом об объекте будет его функциональное назначение, а затем уже площадь и расположение.
Функциональное назначение здания может быть изменено, но оно должно быть предопределено изначально. Какую бы гибкую структуру мы ни создавали изначально, она будет удобна лишь для ряда функциональных процессов.
Также интересен тот факт, что многие разные по функции здания взаимозаменяемы. К примеру, школы во время Великой Отечественной Войны использовались как госпитали, так как имеют схожую структур, классы использовались как палаты, они уже были оборудованы рукомойниками, имели нужную ориентацию по сторонам света и хорошую освещенность.
Классификация зданий по конструктивным решениям
После того как функциональное решение будет определено и разработан эскиз плана этажа проектировщики переходят к конструктивной схеме.
По конструктивным решениям здания делятся на три большие группы:
- бескаркасные здания, к ним относятся те здания, в которых несущую нагрузку берут на себя стены, они могут идти в продольном, поперечном направлении или со смешанным шагом;
- каркасные здания, к ним относятся те издания, в которую несущие элементы это колонны и пилоны. Если использованы и стены, и колонны то конструктивная схема называется «с неполным каркасом»;
- объемно-блочные здания, которые собираются не из отдельных элементов, а из целых блоков.
Рисунок 1. Классификация зданий по конструктивным решениям. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По планировочным решениям здания могут относиться к одной из пяти групп. В первую входят здания с коридорной системой доступа в помещения, к ним относится большинство зданий (школы, детские сады, университеты, жилые дома). Во вторую группу входят здания с анфиладной системой, при которой все помещения связаны друг с другом и являются проходными. В третью группу входят здания с центрической системой, при которой доступ во все помещения осуществляется через центральный холл. В четвертую группу входят здания с зальной системой, которая предусматривает одно большое пространство, в котором размещены все функции, а в пятую – здания с секционной системой, схема которой состоит из повторяющихся элементов.
Помимо перечисленных планировочных схем применяется также павильонная схема (взаимосвязанные помещения павильонов) и комбинированная схема.
Классификация может быть применена ко всем зданиям и сооружениям, она позволяет выявить ключевые характеристики объекта.