Основные черты традиционной китайской архитектуры
Национальные особенности и культурные традиции находят свое отражение в архитектуре, так же как и в литературе, живописи, декоративно-прикладном и монументальном искусстве. Традиции китайской архитектуры также многослойны, многомерны и обширны, как и сама история Китая. Мы безошибочно узнаем силуэт китайской пагоды, которая будучи помещенной в другой культурный контекст будет ассоциироваться с культурой Китая. Изогнутые линии, кривизна силуэта, разделение на ярусы, нарастание форм, отсутствие орнаментации без труда позволяют угадать, что за сооружение перед нами. Культовые сооружения - пагоды пришли в Китай из Индии, но обрели характерные национальные особенности:
- геометрическая правильность объемов;
- отсутствие сложных форм и нагромождений;
- многоярусность;
- четкое ярусное строение;
- умеренная скульптурная орнаментация.
Пагода – это буддистское, даосское или индуистское сооружение культового характера.
Синтез культур — это распространенное явление, которое развивалось и развивается за счет заимствований, копирования, повторения. Таинственная Восточная культура всегда была интересна европейцам, стиль шинуазри распространился по России и Европе в конце 18 века.
Шинуазри представляет собой популярное направление, которому отчасти способствовало то, что в эпоху рококо наблюдается интерес ко всему экзотичному и необычному.
Рисунок 1. Шинуазри в интерьере. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Китайский стиль в русской архитектуре XVIII века
Вторая половина 18 века стала временем расцвета классицизма. Одним из главных действующих лиц на архитектурном поприще этого времени становится Антонио Ринальди, который многие свои постройки возводит в псевдокитайском стиле:
- Китайский дворец, построенный к 1768 году в Ораниенбауме;
- Китайская деревня в Царском селе, которая использовалась для гостей резиденции. Проект не был до конца реализован, ее застройку завершал Ч. Камерон, сегодня это лишь несколько построек и несколько мостов;
- Китайский театр, который был утрачен во время Великой Отечественной войны.
Скрипучая беседка Фельтена также относится к китайскому стилю.
Рисунок 2. Элементы китайского стиля в своем творчестве использовал Антонио Ринальди. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Это лишь немногие примеры проявления интереса к китайской культуре и искусству Востока, этот интерес не ослабевал вплоть до начала двадцатого века. Китай ассоциировался с изящным, хрупким фарфором, шелком. Те, кто не мог позволить себе китайский дворец, создавали в своих усадьбах китайские кабинеты, украшенные диковинками, привезенными на судах Ост-Индской компании.
Даже во времена барокко, Растрелли использует китайский шел в отделке кабинетов и комнат, лаковые панной, украшают помещения. Китайский зал во дворце в Царском селе был обставлен восточными изделиями, фарфором, лаком, всего более 400 наименований. Первые элементы китайской культуры начал собирать еще Петр I, в его коллекции было более 540 предметов китайского и японского фарфора.
После того, как пожар разрушил Китайскую гостиную дворца по распоряжению Александра Первого новые китайские шелка заменяют обгоревшие и подернутые временем старые ткани.
В Александровском дворце также использовался китайский стиль в отделке интерьеров, парадные и жилые помещения украшены предметами дальневосточного искусства.
Огромный ущерб Китайскому залу был нанесен во время Великой Отечественной войны, были утрачены ценные вазы, фарфоровые изделия, были срезаны шелка, похищены панно. Реконструкция началась в 1959, воссозданы помещения Голубой Китайской Гостиной, Парадной Лестниц и Китайской гостиной Александра I/
Одним из первых трудов, посвященных шинуазри была книга англичанина У. Чемберса, которая была посвящена китайским садам, в ней также приводились описания китайских строений, инструментов, машин, одежд, книга вышла на русском языке в 1771. Популяризация через книги, альбомы, издания китайской культуры способствовала быстрому ее распространению в европейских станах. Интерес к китайской культуре поддерживал и на государственной уровне, Екатерина II читала Конфуция и многое из его философии было близко ее понимаю государственности и заботы.