Краткая биография
Карл Иванович Росси (29 декабря 1775 – 18 апреля 1849) – известный российский архитектор итальянского происхождения, является автором многих сооружений и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге.
Примечательно, что на русский манер имя Карло ди Джованни Росси было интерпретировано как Карл Иванович Росси.
Известно, что в 1787 году Карл Росси вместе с матерью Гертрудой Росси и отцом Шарлем Ле Пиком был приглашен в Санкт-Петербург из Неаполя. После переезда в 1788 году Карл поступает в известную немецкую колу Петришуле. С детства Росси общается с архитектором Винченцо Бренна и обучается у него. В 1795 году Карл поступает в Адмиралтейскую коллегию архитектуры чертежником, а немногим позднее становится помощником Бренна в строительстве Михайловского замка. В 1801 году Росси получил звание архитектурного помощника 10 класса и уехал в заграничную командировку на 2 года в Италию.
Известно, что, параллельно работая над Михайловским замком, учитель Карла Ивановича Винченцо Бренна занимался разработкой интерьеров в Зимнем дворце, а также достраивал Исаакиевский собор и работал в Гатчине. Чертежи для воплощения вышеописанных проектов были разработаны Карлом Росси.
Рисунок 1. Карл Иванович Росси. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По возвращении в Россию Росси получает работу художника по фарфору и на протяжении двух лет трудится на фарфоровом и стеклянных заводах. В 1808 году Карл Росси был командирован в Москву для участия в Экспедиции кремлёвского строения. Из московских трудов зодчего наиболее известны такие здания, как:
- Екатерининская церковь Вознесенского монастыря в Кремле;
- деревянный театр на Арбатской площади;
- некоторые дома помещиков;
Из вышеперечисленных московских сооружений до наших дней практически ни одно из них не дошло. Через год после оставления службы на заводе Росси занимается проектом перестройки Путевого дворца Великой княгини Екатерины Павловны в Твери.
В 1815 году Карл Росси возвращается в Санкт-Петербург и становится членом Комитета строений и гидравлических работ. К ранним работам Карла Росси в Петербурге относятся реконструкция Аничкова дворца, ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце, а также Елагин дворец с павильонами и оранжереей.
Рисунок 2. Дворцовая площадь сегодня. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Примечательно, что за несколько лет работы в Санкт-Петербурге в качестве архитектора, для Карла Росси главной сферой деятельности стало создание городских архитектурных ансамблей. В том, что Петербург того времени обрел абсолютно новое лицо есть немалая заслуга Карла Росси, город поистине превратился в центр гигантской империи. Наиболее масштабные проекты Росси имели гармоническое сочетание архитектурных форм и аллегорической скульптуры, в своих работах зодчий также применял новаторские конструктивные решения (например, металлические перекрытия).
Конец карьеры Карла Росси
Сложные отношения зодчего с Николаем I, а также ряд интриг недоброжелателей вынудили его подать в отставку в 1832 году. Творчество Росси оборвали в самом зените славы. После отставки с государственной службы он уже не мог работать над частными заказами, так как привык создавать масштабные проекты. Карл Росси при реализации своих проектов стремился решать не только художественные задачи, но и заниматься развитием художественной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Нередко такие решения сопровождались созданием новых кварталов. Росси был весьма талантливым декоратором, его навыки распространялись не только на интерьеры, они наблюдаются и во внешнем декоре строений.
Последним сооружением Карла Росси стала колокольня Юрьева монастыря недалеко от Великого Новгорода.
Карл Иванович Росси скончался 18 апреля 1849 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Волковом лютеранском кладбище. Известно, что в 1940 году останки были подвергнуты перезахоронению и на данный момент находятся на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Великий зодчий умер в полном забвении, оставив после себя невероятно красивый центр Санкт-Петербурга, которым ежедневно продолжают любоваться тысячи людей.
Наиболее известные сооружения Карла Росси
Мастерство Росси как специалиста в области строительства воплощается в таких архитектурных ансамблях, как:
- ансамбль Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819 – 1825). Дворец в центре Санкт-Петербурга является памятником архитектуры. Изначально сооружение было задумано как резиденция князя Михаила Павловича, сына императора Павла I. После принятия решения о строительстве здания зодчий задумал создать не просто проект перестройки существующих построек пустыря, он запланировал строительство целого архитектурного ансамбля, включающего площадь и две новые улицы;
- ансамбль Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819 - 1829). Два корпуса зданий Главного штаба здесь соединяются триумфальной аркой, вся эта композиция охватывает пространство площади. Вид ансамбля несомненно придает Дворцовой площади монументальность и торжественность. В данном случае Карл Росси решил запроектировать композицию в рамках сложного плана участка, которая была задана еще архитектором Квасовым и проходила по дуге линии границы площади и острого угла края площади с рекой Мойкой;
- композиция Сенатской площади, включающая здания Сената и Синода (1829 – 1834). Первоначально эти сооружения были построены для двух органов государственного управления: Сената и Святейшего Синода, данный проект был одним из последних наиболее масштабных для Карла Росси. Примечательно, что процессом строительства руководил другой архитектор – Александр Штауберт.
- ансамбль Александринской площади, состоящий из комплекса зданий Александринского театра. Несмотря на то, что Карлу Росси не удалось воплотить все свои намерения в проектировании данного архитектурного ансамбля, нынешняя площадь Островского остается одним из высших достижений русского градостроительного искусства.