Причины проведения капитального ремонта
Состояние дорожно-транспортной сети проходит постоянный мониторинг, который позволяет установить наличие дефектов и составить план мероприятий по их устранению.
Капитальный ремонт может проводиться в отношении участка существующей дороги для улучшения ее эксплуатационных качеств. От этих качеств зависит не только комфортность езды, но и безопасность водителей и пассажиров.
Причин проведения ремонта может быть несколько:
- самая распространенная причина — это большой процент износа дорожного полотна, наличие ям, колеи, трещин, которые говорят о том, что требуется заменить покрытие. Процесс физического износа свойственен любым предметам, вещам, зданиям, сооружениям и линейным объектам. А, учитывая сложные условия эксплуатации дорог (атмосферные осадки, повторяющиеся циклы оттаивания и размораживания в осенне-весенний период и высокие динамические и статические нагрузки от транспорта), скорость нарастания их физического износа может быть очень высокой;
- помимо износа капитальный ремонт может потребоваться при разрушении участка дороги в следствие оползней, схода селей, ледяных потоков и других природных факторов, которые в мгновение могут превратить ровную дорогу в непроезжую;
- несоответствие эксплуатационных качеств, сцепления с требованиями;
- ошибки в процессе строительства.
Капитальный ремонт всегда проводится в отношении уже существующего объекта, при это в отличие от реконструкции главные параметры и класс дороги остаются неизменными. То есть в результате ремонта не может измениться количество полос, не появятся новые съезды или развязки и не измениться схема движения.
Рисунок 1. Дорога до проведения капитального ремонта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эксплуатационные характеристики – это совокупность показателей, которые характеризуют функциональные возможности сооружения или объекта.
Работы, которые входят в капитальный ремонт участка дороги
В каждую статью расходов, связанных с возведением или улучшением дороги, входят различные виды работ, таким образом легко отделить текущий ремонт от среднего, средний от капитального и капитальный ремонт от реконструкции.
Рассмотрим подробнее, какие работы выполняются при капитальном ремонте:
- в части земляного полотна и организации водоотвода устраняют деформации и повреждения, заменяют дефектные элементы дренажных систем, труд, примыканий;
- в части дорожных одежд ликвидируют колеи, которые имеют глубину более 5 см, восстанавливают дорожные одежды, при необходимости выполняют мщение с заменой песчаного основания;
- в части защитных и искусственных сооружений выполняют замену пролетов, восстанавливают или заменяют подпорные стены, выполняют восстановление берегозащитных укреплений и восстанавливают обделку тоннелей, заменяют опоры мостов, ограждения, перила;
- в части элементов благоустройства выполняют замену знаков, барьеров, шумозащитных экранов, заново наносят разметку (постоянную и временную на проведение работ);
- к прочим работам относится проведение изысканий для оценки резервов и месторождений материалов, используемых в строительстве, а также ликвидация временных съездов, восстановление очистных сооружений, рекультивация полосы отвода, обследование искусственных сооружений и дорог после проведения ремонта.
Рисунок 2. Проведение капитального ремонта дороги с заменой слоя износа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Временная разметка после окончания капитального ремонта удаляется, также демонтируют временные дорожные знаки.
В отдельный пункт выделены мероприятия по доведению параметров участка дороги до значений, которые соответствуют ее фактической категории. В этом случае допускается увеличение количества полос, но без изменения ширины полосы отвода. К этому пункту относятся работы по доведению геометрический параметров дороги до норм категории, работы по поднятию полотна (на участках подверженных заносам или подтоплению), переустройству дефектных частей, повышению прочности земляного полотна, повышению устойчивости полотна за счет уменьшения крутизны откосов. В части дорожных одежд может проводиться как усиление, так и полная замена дорожных одежд, в том числе укладка новых слоев поверх существующих. В рамках капитального ремонта проводятся работы на пунктах весового и габаритного контроля.
Также во время капитального ремонта может быть выполнен перенос инженерных коммуникаций, устройство временных площадок, устраиваются новые постоянные снегозащитные сооружения и недостающие элементы сети, такие как велодорожки.