Гварино Гварини
Гварино Гварини (1624 – 1683) – итальянский архитектор и математик, работавший преимущественно в северной части Италии. Его радикальное ответвление барокко известно миру как architectura obliqua («криволинейное зодчество»).
Гварини много путешествовал, посетил Лиссабон и Прагу. Под его авторством было опубликовано четыре трактата на астрономические и математические темы. Как архитектор долгое время находился под влиянием творчества Борромини. Во время строительства церкви Божественного Провидения в Лиссабоне и палаццо Кариньяно в Турине проявил незаурядные творческие способности.
Рисунок 1. Палаццо Кариньяно - фасад Гварино Гварини. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Примечательно, что Гварино Гварини был одним из немногих архитекторов, живших в XVII веке и почитающих готический стиль. Вероятнее всего, причиной этому является то, что Гварини учился у средневековых зодчих. Одновременно с этим в своем творчестве архитектор опирался на знание стереометрии, среди остальных геометрических форм предпочитая овальные.
Палаццо Кариньяно
Палаццо Кариньяно – здание, построенное архитектором Гварино Гварини в 1679 году. Оно вполне заслужило звание самого прекрасного городского дворца второй половины XVII века в Италии.
Благодаря таким деталям, как внушительная изогнутая лестница и двойной купол, дворец производил неизгладимое впечатление на зрителя.
Общая структура сооружения была связана с палаццо времен Ренессанса, поскольку отсылала к предыдущей эпохе своим призматическим объемом и замкнутым двором. Однако, в такую традиционную конструктивную схему архитектором был внесен элемент «неожиданности». Он заключался в измененной центральной части дворца – она представляла собой своеобразную вставку в основной объем. Здесь был расположен парадный вестибюль и главная лестница. Вестибюль в плане представлял собой овальное помещение, марш и лестницы были криволинейными и изогнутыми.
По аналогии с внутренней структурой фасад здания имел сложную форму: несущая стеновая конструкция волнообразно изгибалась. Весьма специфичными деталями фасада можно назвать наличники окон, фактуру пилястр и т.д. Несмотря на небольшой масштаб, эти формы отличаются пластической сочностью. Самобытность некоторых мотивов определяется их связью с декоративными формами мавританской архитектуры. Её памятники Гварино Гварини мог наблюдать в начале своей творческой карьеры в Сицилии. В его работах также встречаются дополненные готические мотивы. Все это в совокупности придавало работам мастера уникальную остроту и экстравагантность.
Деятельность в Турине
Интересно, что Гварино Гварини больше известен миру как Камилло Гуарини.
По проектам и книгам Гварини было создано множество архитектурных шедевров периода позднего барокко в Северной Италии и Центральной Европе. Особенностью Гварино Гварини как архитектора было то, что в своем творчестве он опирался на блестящее владение геометрией, его творческая фантазия создавала сложные пространственные образы. Уникальные способности он проявлял при проектировании центрических церквей с продольными схемами планов.
Гварини находился в Риме с 1639 по 1647 гг. Это был период, когда архитектор Борромини достиг пика своей карьеры. Позднее он преподавал в таких итальянских городах, как:
- Модена;
- Мессина;
- Турин.
В последнем архитектор провел большую часть своей оставшейся жизни. Здесь архитектор проявил себя как автор множества архитектурных проектов, в некоторой степени даже превосходящих творчество Борромини. По степени напряженности форм и барочной декоративности они могут быть сопоставимы лишь с его работами.
Одной из самых примечательных продольных церквей Гварини являлась церковь Санта-Мария Дивина Провиденца (Лиссабон), уничтоженная в результате разрушительного землетрясения в 1755 году. Благодаря характерным световым источникам и запутанным пространствам здание послужило моделью для дальнейшего развития религиозного строительства в Центральной Европе.
Рисунок 2. Палаццо Кариньяно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В 60-е годы XVII столетия Гварини занимался систематизацией новым пространственных приемов барочных храмов. В своих проектах он располагал поблизости некоторые взаимосвязанные пространственные отсеки для того, чтобы их контуры обретали устойчивость лишь при прикосновении друг к другу.
В церкви Непорочного зачатия Гварини установил опоры под углом, что придало зданию совершенно нетипичный волнообразный облик. Архитектор пренебрегал вертикальной унификацией и старался визуально разделить архитектурные элементы, составляющие каркас здания. Иными словами, он двигался по дороге, ведущей к дематериализации сводов.
Вышеописанные эксперименты можно назвать возвратом к ренессансным принципам в архитектуре, поскольку именно в этот период архитекторы в процессе борьбы со стрельчатыми арками использовали тяжелые стеновые конструкции. В архитектуре Ренессанса была и еще одна похожая черта – четко разделялись опоры (например, при помощи ордерной системы).
Благодаря переезду Гварини в Турин, город преобразился и стал одним из центров итальянского искусства. Вершиной творчества архитектора называют церковь Сан Лоренцо и палаццо Кариньяно.
В конструкциях вышеупомянутых зданий архитектор превратил купола в кружева, сплетенные из каменных блоков, водрузил над скромным барабаном невидимый «купол» из перекрестных арок и несоразмерно большую колокольню. Композиции в виде звезд, сплетение гибких линий и дематериализация свода – все эти детали образовывали оптическое устройство, в котором визуальный эффект достигался при надлежащем освещении.
Стоит заметить, что палаццо Кариньяно является главным шедевром Гварини в области дворцовой архитектуры. Сохранился также еще один, не менее грандиозный проект – храм для Праги. Однако, ему суждено было остаться нереализованным.