Строительство XVII века в России
XVII век для России стал веком серьёзных потрясений и больших перемен. Военные и политические события в стране сказались и на культурной составляющей. Менялось отношение людей к религии, укреплялись связи с Европой, зарождались новые архитектурные направления. В этот период в российской архитектуре специалистами отмечается переход от строгих форм средневековья к декоративности, т.е. от церковного к светскому. На фасадах сооружений начинают появляться резные детали и разноцветные изразцы.
Примечательно, что в начале XVII века продолжается тенденция XVI века в сооружении шатровых композиций. Одним из ярких примеров, иллюстрирующих это, является Успенская Дивная церковь в Угличе.
Со временем шатер перестает быть главенствующим конструктивным элементом в сооружениях и начинает выполнять исключительно декоративную функцию. Последним сооружением шатрового типа в России считается церковь Рождения Богородицы, располагающаяся в Москве. Надо сказать, что именно в XVII веке строительство шатровых соборов и церквей было запрещено в связи с тем, что патриархом Никоном был пересмотрен ряд церковных догм. С этого момента все религиозные сооружения должны были быть пятиглавыми и с маковками.
Помимо шатровых храмов в XVII веке строились бесстолпные кубические культовые сооружения, называемые кораблями, а также круглые в плане храмы.
Популяризация каменной застройки в XVII веке продолжается в ускоренном темпе. В этот период такое строительство становится уже не только привилегией царей. Жилые каменные здания теперь могли себе позволить знатные люди (бояре и купечество). Однако несмотря на широкое распространение каменных строительных материалов в то время, XVII век по праву можно назвать веком расцвета русского деревянного зодчества.
Шедевром такого зодчества можно назвать царский дворец в Коломенском, во времена возведения в сооружении насчитывалось около 270 комнат и 3000 оконных проемов. В XVIII веке дворец разобрали по приказу Екатерины II из-за ветхости и запущенного состояния. В настоящее время данный дворец восстановлен по сохранившимся запискам и чертежам того времени. По внешнему виду сооружения можно судить о красоте и величии русской архитектуры того времени, однако, в современной интерпретации дворец уже не представляет такой ценности, как если бы это был оригинал.
Рисунок 1. Церковь Покрова на Филях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В конце XVII века в российской архитектуре появляется новое направление – нарышкинское или московское барокко. Такое название новый стиль получил по фамилии первого заказчика. Для московского барокко характерно сочетание белого и красного цветов в оформлении фасадов, этажность сооружений. Примеры сооружений в московском барокко:
- церкви и дворцы Сергиева Посада;
- церковь Покрова на Филях;
- церкви Новодевичьего монастыря.
В этот период предпринимаются первые попытки генеральных планов городов и некоего упорядочивания градостроительной отрасли. В XVII веке жилые дома высших слоев населения, а также общественные сооружения начинают строить двух- и трехэтажными. Если в здании предусматривалось каменное основание, то верхний этаж, как правило, выполнялся из дерева, а иногда и полностью всё здание было сделано из древесины. Нижний этаж подобных построек обычно использовался для хозяйственных нужд.
XVIII век в строительстве
На рубеже XVII – XVIII веков в российскую архитектуру приходит стиль барокко. В переводе с итальянского языка барокко означает причудливость, странность. Этими характеристиками описывалась европейская культура того времени, центром которой на тот момент являлась Франция. Данная эпоха считается началом триумфального шествия «Западной цивилизации». Надо сказать, что именно идеи барокко заставили Петра I отказаться от российской самобытности в пользу причисления страны к семье европейских народов.
Для архитектуры барокко характерны такие черты, как:
- размах;
- слитность;
- текучесть сложных, криволинейных форм и элементов.
Барочные храмы обычно имели довольно пышный, праздничный вид, здесь широко использовался причудливый растительный орнамент, а также сложные архитектурные объемы и обильные мягкие изгибы в элементах декора.
Примечательно, что именно московское барокко является связующим звеном между архитектурной старой патриархальной Москвы и выходящего на первый план Петербурга (петровского барокко). В связи с многочисленными победами в дипломатии и военных столкновениях Россия становится полноправным Европейским государством, желание быть равными во всем с европейскими странами проявляется прежде всего в архитектурном облике Петербурга.
Рисунок 2. Исаакиевский собор. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Середина XVIII в русской архитектуре становится периодом формирования барокко. Истинный рассвет российского барокко связывают с именем архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Помимо него в данном стиле работали Д.В. Ухтомский и С.И. Чевакинский. К середине века барокко приобретает в России ярко выраженный национальный характер. Здесь сохраняются декоративные приемы русских строителей XVII века (например, многоколонное убранство на фоне яркой окраски стен).
Классицизм
В конце XVIII столетия на смену барокко приходит классицизм. В этот период данное направление поставило русскую архитектуру на ведущее место в развитии мировой архитектуры.
Основными принципами классицизма являются единообразие архитектурной композиции, согласованность элементов, а также создание иллюзии гармонии во внешнем облике сооружения.
В российском классицизме широко применялась стоечно-балочная система зданий, четкая планировка и масштабность проектов. Классическая ордерная система подразумевала под собой строгость форм, наличие портиков и колоннад.
Утверждение классицизма в России многие связывают с развитием абсолютизма.