От качества дорожного покрытия зависят безопасность и жизнь людей, поэтому на содержание и ремонт автодорог выделяются огромные суммы.
Методология диагностики автодорог
Согласно требованиям отраслевых дорожных норм, которые были введены в 2002 году, диагностика и оценка состояния дорог должны проводиться по утвержденной методологии.
Диагностика автодорог - это обследование, анализ данных об условиях эксплуатации и характеристиках дорог, выявление дефектов и анализ причин их возникновения, оценка интенсивности движения, составление прогнозов о дальнейшем функционировании.
В процессе оценки должны быть определены фактические свойства автомобильной дороги, их сравнивают с нормативными, чтобы сделать обоснованный вывод. В ходе оценки должны быть получены объективные, полные и достоверные данные.
Оценка проводится на следующих этапах:
- при сдаче объекта в эксплуатацию, после завершения строительства;
- на этапе эксплуатации для контроля изменений состояний и планирования ремонтных и восстановительных работ;
- при планировании реконструкции или капитального ремонта;
- после завершения ремонтных работ и реконструкции;
Собранная информация размещается в едином банке дорожных данных. Выполнить оценку могут только специализированные компании, которые в своем распоряжении имеют передвижные лаборатории, оборудование и укомплектованы штатом специалистов.
Проверка ведется в два этапа, первичная диагностика более широкая, она рассматривает все параметры, характеризующие состояние дороги и транспортный поток, который по ней проходит. Повторная диагностика направлена на сбор данных о конкретных переменных, таких ка сцепные качества покрытия, ровность дороги (отсутствие колеи), прочность верхнего слоя.
Рисунок 1. Пример проведения работ по диагностике. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Оценка состояния автомобильных дорог
Согласно методологии, ведется сбор данных по следующим категориям:
- общие данные о дороге, а именно место расположения, титул, протяженность, категория, указывается наименования обслуживающей организации, а также приводятся результаты оценки уровня содержания за календарный год;
- затем приводятся геометрические характеристики, такие как ширина автомобильной дороги (проезжая часть, укрепительные полосы, обочины, укрепленные обочины), вносятся данные об уклонах, (продольные и поперечные), указывают радиусы кривых и уклон, высоту насыпи, глубины выемок, а также общее состояние земляного полотна. Приводят данные о расстоянии видимости дороги;
- далее переходят к характеристикам дорожных одежд, указывается конструкция и тип покрытия, оценивается прочность и описывается состояние, выявленные дефекты и их расположение, оценивается ровность дорожного покрытия, указывается коэффициент сцепления;
- затем приводятся данные об искусственных сооружениях, расположенных на объекте, указываются их местоположение, размеры, состояние, материалы, для мостов, тоннелей, эстакада приводится протяженность, грузоподъемность указывается для эстакад, путепроводов и мостов, приводят данные о высоте бордюров;
- оценивается обустройство и оборудованность дороги, расстановка знаков, их состояние и соответствие нормам, разметка и соответствие правилам нанесения, состояние ограждения, освещенность, места примыкания и пересечений с другими дорогами, расположение остановок транспорта и их состояние:
- затем внимание уделяется характеристикам транспортного потока, а именно интенсивности (с оценкой в динамике за несколько лет), составу потока и авариях, которые происходили на оцениваемом участке дороге.
Помимо перечисленной информации, могут также анализироваться данные о ширине полос отвода, коммуникациях, технологической связи, наличии снегозащитных сооружений или шумозащитных экранов, о базах противогололедных материалов, о местах размещения автозаправочных станций, автовокзалов, пунктов помощи, гостиниц.
Целью оценки является выявление нарушений, дефектов, которые могут снижать качество дороги, влиять на ее потребительские свойства, безопасность, скорость движения, в том числе экологическую безопасность. Нормативная база постоянно обновляется и только систематический осмотр позволяет выявить дефекты и отклонения от требований. Транспортно-эксплуатационное состояние дороги на момент оценки может быть удовлетворительным, но спустя некоторое время, следующая оценка может выявить серьезные нарушения.