Цветовая гамма архитектурного сооружения влияет на наше восприятие. Контрастные цвета более заметны, привлекают внимание, в то время как слабоконтрастные сочетания кажутся глазу более гармоничными.
Контрастные цветовые сочетания
Цветовые сочетания в современной архитектуре могут быть различными, а такое понятие как «не архитектурный цвет» кануло в лету. Любые цвета могут быть архитектурными.
Но вопрос заключается не столько в цвете, сколько в сочетании цветов. То, что выглядит ярко и красочно на мониторе в естественной среде может оказаться непрезентабельным.
Для выбора цветовой гаммы архитекторы традиционно пользуются цветовым кругом. Он состоит из трех первичных цветов (красный, синий, желтый), вторичных цветов, образованных смешение первичных цветов, и третичных цветов, образованных последующим смешением. Круг состоит из холодных и теплых оттенков.
Для архитектурного объекта применяется несколько типов схем цветовых сочетаний. Самая простая схема монохромная, мы берем один цвет разной насыщенности и используем полученные оттенки.
Вторая схема -контрастная. Для нее мы выбираем цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге, например:
- фиолетовый и желтый, в природе такое сочетание можно встретить на поле с ирисами и одуванчиками. Два ярких цвета могут как использоваться в равных пропорциях, так и в более сложных соотношениях;
- красный и зеленый - один из самых сложных вариантов для архитектуры. Вспомним зеленые листья и красную мякоть помидора, чтобы избежать этой устойчивой ассоциации придется изрядно постараться;
- синий и оранжевый, это сочетание в современной архитектуре встречается не так уж и редко. Синий цвет для основной массы и оранжевый для акцента смотрятся вполне гармонично;
- сливовый и салатовый, обе цвета очень активны, поэтому их используют умеренно, добавив большое количество белого.
С помощью цветового круга можно находить и другие варианты сочетаний, к примеру, по правилу треугольника или квадрата. Если был выбран первый вариант, то мысленно рисуем в круге равносторонний треугольник и выбираем цвета, на которые укажут его вершины. Треугольник можно заменить квадратом, тогда цветов будет четыре, или пятиугольником, тогда их будет пять.
Контраст – это заметная, очевидная разница в характеристиках.
Рисунок 1. Контрастные цветовые сочетания в природе ( синий и желтый, красный и зеленый). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Слабоконтрастные цветовые сочетания
Решиться на контрастное цветовое сочетание для окраски фасада здания рискнет не каждый архитектор, поэтому чаще мы встречаем слабоконтрастные сочетания. Их принцип формирования прост, мы выбираем основной цвет и в дополнение к нему используем цвета, расположенные справа и слева от него в цветовом круге, например:
- красный, оранжевый и фиолетовый. Очень теплая гамма, которая подойдет для жилой застройки;
- синий, бирюзовый и голубой - холодная слабоконтрастная гамма, ее часто применяют для спортивных центров и бассейнов;
- желтый, оранжевый и салатовый - позитивная цветовая гамма, подойдет для общественных зон.
Цвет в архитектуре используется дозированно из-за величины и массивности самих сооружений. Архитекторы предпочитают не рисковать, потому что цена ошибки велика. Объект, пусть не с самым удачным, но спокойным цветовым решением, привлечет меньше внимания, чем аналогичный, но в контрастной цветовой гамме.
Также важно соотносить цвет и назначение здания. К примеру, для крупных брендов важно и в архитектуре сохранить свою идентичность, поэтому в отделке их зданий используются фирменные цвета, которые подчеркивают принадлежность архитектурного объекта к единой сети. Для общественных объектов также важен цвет, эти здания привлекают внимание, они должны быть хорошо посещаемыми, от этого зависит их прибыльность, окупаемость и, в конечном итоге, рентабельность. Неприметный торговый центр не будет пользоваться спросом, так как вокруг полно конкурентов, которые привлекут внимание посетителей.
Яркая цветовая гамма стала основой брендинга многих торговых сетей, и они используют эти же цветовые решения для своих складских помещений, вывесок и магазинов.
Архитектурный объект не обязан быть ярким, но обязан быть гармоничным. Архитектор несет ответственность не только перед заказчиком, но и перед обществом за результаты своего труда. Уродующие город здания появляются каждый год, но не всегда провал проекта связан с цветом, чаще на это влияет совокупность факторов.