Санкт-Петербург это особенный город, как для России, так и для всего мира. В книге «История городов будущего» Даниэл Брук описывает историю четырех городов, обладающих нетипичной для своей страны застройкой и архитектурой. Шанхай, Санкт-Петербург, Мумбай и Дубай объединяет то, что они опередили свое время.
История возведения Исаакиевского собора
Великий государь император Петр 1 родился в день святого Исаакия Далматского. Чтобы увековечить память о своем покровителе, Петр Великий отдал приказ о возведении деревянной церкви в его любимом детище Санкт-Петербурге, в этой церкви он обвенчался с Екатериной Первой. Сохранилась литография первой деревянной церкви, представляющей собой длинный вытянутый корпус с высокими окнами. Церковь была украшена колокольней со шпилем и одним куполом.
Деревянная церковь простояла семь лет после чего ее заменили каменной. Месторасположение храма тоже изменилось, теперь он находился ближе к набережной. В условиях топких болот, на которых возводился Санкт-Петербург и реки, которая размывала берег, в городе часто возникали проблемы с оседанием грунта, эта участь постигла и второй Исаакиевский храм, каменную кладку пришлось разобрать. Согласно сохранившимся документам, Петр 1 лично участвовал в заложении первого камня в основании храма.
Инициатором строительства третьего храма выступила уже Екатерина Вторая. Архитектором третьего храма выбрали итальянца Антонио Ринальди, его проект великолепного пятиглавого храма был утвержден и начался длительный и дорогостоящий процесс строительства. К моменту кончины императрицы строительство еще было далеко от стадии завершения, а новый правитель, Павел Первый приказал изменить проект и в ближайшее время закончить строительство. В итоге третий вариант Исаакиевского собор не соответствовал задумке своего автора, он выделялся своей неказистостью на фоне нарядной и пышной окружающей застройки.
Александр Первый, чтобы исправить положение и привести Исаакиевский собор в надлежащий вид отдает приказ о конкурсе на разработку проекта нового, четвертого варианта Исаакиевского собора. Новый правитель хотел сохранить основную часть постройки, изменив лишь купол, но все предложенные ему проекты предусматривали снос и новое строительство. В итоге, спустя несколько лет поисков подходящего варианта император изменил требование и сохранению подлежал лишь алтарь. Победителем конкурса был объявлен молодой еще неизвестный французский архитектор Огюст Монферран. В своем проекте он предлагал реконструировать западную стену собора, колокольню и увеличить длину здания. Собор должен был стать пятиглавым, один главный купол и четыре по углам. После одобрения предложенного проекта началось новое длительное строительство Исаакиевского собора, и он приобрел знакомый нам вид, сохранившийся по сей день.
Рисунок 1. Исаакиевский собор, Санкт-Петербург. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, архитекторами, которые участвовали в разработке разных проектов Исаакиевского собора были:
- Савва Чевакинский;
- Винченцо Бренне;
- Антонио Ринальди;
- Огюст Монферран.
Архитектура Исаакиевского собора
Исаакиевский собор сегодня является крупнейшим православным храмом Санкт-Петербурга, а также объектом культурного наследия Российской Федерации. Собор выполнен в стиле позднего классицизма и представляет собой прямоугольное в плане, пятикупольное здание. Над основным объёмом возвышается колоннада, увенчанная позолоченным куполом. Все четыре фасада украшены портиками с гранитными колоннами, высота каждой колонны составляет семнадцать метров.
Всего храм украшают сто двенадцать колонн, высеченных из гранита.
Гранит – это природный материал, магматическая горна порода, которая считает одной из самых распространенных в земной коре.
Входы в храм расположены с южной, северной и западной стороны, восточная часть запроектирована под алтарь и иконостас.
Каждый из фасадов украшен согласно одной из религиозных тем:
- Северный фасад - Воскресние Христа;
- Западный фасад - встреча представителя мирской власти императора Феодосия и представителя небесной власти Исаакия Далматского;
- Южный фасад - Поклонение Волхвов;
- Восточный фасад - барельеф императора Валента и Исаакия Далматского.
Рисунок 2. Внутреннее убранство Исаакиевского собора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Собор богато украшен скульптурами, росписью, мозаикой и витражами. Внутренне убранство поражает своей красотой и торжественностью, оставляя неизгладимое впечатление.
Исаакиевский собор, высота которого более ста метров, является одним из самых значительных зданий в России и визитной карточкой Санкт-Петербурга.