Готика скандинавских стран
Истоки готической архитектуры таких стран, как Дания и Швеция весьма разнообразны. Если говорить о готике Дании, то внешний вид Собора в Роскилле свидетельствует о том, что ранняя французская готика успела оказать влияние на датскую архитектуру даже раньше, чем появились первые готические соборы в Германии.
С архитектурной и исторической точки зрения важен собор в Упсале, поскольку его трудно себе представить без влияния творчества французского архитектора Эстьенна де Бонноя. С другой стороны, собор в Тронхейме тесно связан с английскими архитектурными формами. Церковь Святого Петра в Мальмё, Святого Иакова в Риге или Риддархольм в Стокгольме вполне могли бы быть построены в Любеке. Даже Вестфалия внесла свой вклад в развитие готической европейской архитектуры.
Несмотря на архитектурное разнообразие этого большого региона, все основные религиозные постройки здесь были украшены алтарными стенками-складнями и другими произведениями любекских мастеров. Это в некоторой степени дает основание назвать город Любек «генератором» культуры Средневековой Европы.
Рисунок 1. Собор в Упсале. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Если попытаться оценить готическую архитектуру Дании с общей точки зрения, то сразу же бросаются в глаза ступенчатые фронтоны. Ступенчатую форму здесь придавали щипцам и фронтонам многих религиозных сооружений. Считается, что такая форма была заимствована из Вестфалии хотя там использовалась более простая конструкция фронтона.
Что касается общей структуры храмов, то в Дании были распространены псевдобазилики с глухими верхними ярусами центрального нефа. В число примеров таких объектов входят здания:
- церковь Святой Марии в Хельсингере;
- церковь Святого Николая в Кеге;
- церковь Святого Петра в Нестведе.
Среди образцов датской готики, есть множество небольших религиозных построек, которые, как и в Швеции, полностью покрыты росписью.
Примеры шведской готической архитектуры
В Швеции до наших дней сохранилось лишь три важнейших памятника готической архитектуры, и то, в сильно измененном виде. При реконструкции соборов в Упсале и Скаре некоторые конструкции были заменены, поэтому данные постройки уже следует называть неоготическими.
Примечательно, что собор в Упсале в 70-е годы XX века избавили от неоготических деталей. К счастью, данный процесс был завершен до всплеска интереса к неоготике, в противном случае, первоначальный облик собора восстановить бы не удалось.
Стокгольмская Великая Церковь также была подвержена реконструкции (1763 – 1765). В то время власти хотели привести её в соответствие с барочной архитектурой королевского дворца.
Однако, даже несмотря на все это, можно утверждать, что собор в Упсале по праву является важнейшим носителем французской готики (по аналогии с датским собором в Роскилле). Для Швеции типичным образцом готической архитектуры является вестфальский зальный храм. Примером этого могут служить церкви в Линчепинге и Сигтуне.
Рисунок 2. Церковь Святого Николая в Стокгольме. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Влияние Вестфалии сказалось также и на архитектуре острова Готланд. Некоторе северогерманские соборы послужили примером для религиозных сооружений в Шеннинге и Востерасе.
Особое внимание следует уделить монастырю в Вадстене. Зодчие, занимающиеся строительством этого архитектурного ансамбля, отчетливо понимали, как должно выглядеть «небесное здание». Точность строительных рекомендаций основательницы монастыря святой Биргитты поистине уникальна для XIV века. Основные и вспомогательные постройки монастыря были возведены на месте, где ранее располагался королевский охотничий дом, что для основательницы было символом смирения гордыни.
Здание главной церкви строилось в период с 1369 по 1435 годы. Основные несущие конструкции выполнены из камня. Специалисты считают, что первоначально этот материал был покрыт росписью. Прямоугольное здание без апсиды представляет собой зал, состоящий из трех нефов одинаковой высоты (в каждом из них по пять пролетов). Пролеты в плане квадратные, размером «20 на 20 локтей» (10 на 10 метров). Монашеский хор расположен в западной части здания.
Церковь Святого Николая в Стокгольме
Церковь Святого Николая является главным кафедральным собором города Стокгольма и старейшей церковью города.
В целом здание представляет собой произведение неоготической архитектуры с элементами кирпичной готики во внутренней части здания. Собор, расположенный рядом с Королевским дворцом, главным фасадом выходит на Королевскую площадь, которая также замыкает улицу Слоттсбаккен с запада.
Первые упоминания о церкви относятся к 1279 году, когда было обнародовано завещание рыцаря Юхана Карлссона, в котором он даровал данному собору одну марку серебра.
В период реформации собор стал лютеранским (1527 год). Изначально здание эксплуатировалось как церковь прихода, но позднее оно стало главной церковью острова Стадсхольмен.
Колокольня церкви возведена из кирпича, стены оштукатурены и выкрашены в белый цвет. Первоначальная конструкция объекта отсылает к XIII веку, однако, как уже отмечалось выше, её внешний вид был изменен в стиле барокко в XVIII веке архитектором Юханом Карлбергом.
Среди шедевров внутреннего убранства присутствует статуя Святого Георгия и Дракона, автором которой специалисты считают Бернту Нотке (1489 год). С одной стороны, скульптура является памятником сражения при Брункеберге в 1471 году, с другой – служит вместилищем для мощей святого Георгия и других святых.
Следует отметить, что в церкви находится копия старейшего изображения Стокгольма, оригинал которой был утрачен. Данная картина была создана по поручению реформатора и ученого Олауса Петри. На ней изображен паргелий, который в старину рассматривался как предзнаменование.
Статуя самого Олуаса Петри располагается у восточной стены здания (была установлена в XIX веке).