Заимствования в архитектуре
Одним из самых распространенных явлений в архитектуре являются заимствования, которые могут быть как прямыми, так и частичными.
О взаимном влиянии архитектуры разных стран написано множество книг, где описано, как тип сооружений или отдельный объект становятся образцом и многократно повторяются. Обучение методом копирования распространено и в архитектурных вузах, студенты изучают классические образцы и на их основе создают свои произведения. «Архитектурные цитаты» встречаются во многих объектах, это могут быть намеренные отсылки к образцу, позволяющие однозначно установить связь с объектом-прообразом и через него объяснить авторский замысел.
Заимствования в архитектуре нельзя рассматривать в категориях «хорошо» или «плохо», потому что речь идет не столько об авторских правах, которые конечно охраняются законом, а о коллективном творчестве, о том, как идеи «висят в воздухе» и каждый имеет не них право. Безусловно, труд архитектора и его интеллектуальная собственность неприкосновенны, и кража готового проекта с целью его повторения где-бы то ни было будет преступлением, но в таком преступлении нет логики. Каждое здание уникально, поскольку вписано в уникальный контекст, оно создается для определенной местности, окружающей застройки, инсоляционных возможностей, грунтов. Эта совокупность факторов накладывает основные ограничения на конструкции и объемно-планировочные решения, делая невозможной их реализацию без существенных изменений где бы то ни было еще.
Поэтому заимствования выступают скорее, как явление, которое позволяет двигаться архитектуре вперед, поскольку они дают возможность:
- обрести вдохновение;
- изучить определенный исторический период через архитектуру;
- напомнить о прошлом;
- создать лучшее на основе существующего.
Архитектура также не стоит на месте, каждый день сдаются в эксплуатацию новые здания, происходит неизбежное устаревание уже имеющихся сооружений. Заимствование идей говорит об их актуальности и востребованности, никто не станет повторять то, что уже устарело и не будет пользоваться спросом.
Голландизмы в архитектуре
Позиции голландской архитектурной школы считаются очень сильными, такое положение она занимает уже не первый век. Но проникновение голландизмов в Россию началось в конце прошлого столетия. Во многом это проникновение стало столь распространенным благодаря выдающимся архитекторам, таким как Рем Колхас. Адепты его стиля и видения архитектуры нашлись и в России.
Но суперголландский тренд несмотря на свою глобальность уводит локальные архитектурные школы далеко от их идентичностей, подменяя архитектуру места, архитектурой больших безликих городов.
Рисунок 1. Голландский архитектор Рэм Колхас, обладатель Притцкеровской премии 2000 года. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Самые известные проекты Рэма Колхаса:
- здание музея Гугенхайма в Лас-Вегасе;
- здание посольства Нидерландов в Берлине;
- бутик Прада в Соединенных Штатах Америки;
- Дом музыки, Порту;
- здание центральной библиотеки в Сиэтле;
- штаб-квартира Центрального телевидения КНР.
Рэм Колхас является одним из самых титулованных архитекторов современности. В 2000 году ему присудили Притцкеровскую премию за проект здания Дома Музыки в Порту, он удостоен премии Европейского союза в области архитектуры, медали В. Ван Борселена, Королевской золотой медали, Премии «Серебряный квадрат», премии Яна Вермеера, Императорской премии, Роттердамской премии.
Рисунок 2. Штаб-квартира Центрального телевидения КНР, небоскреб- петля. Проект Р. Колхаса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рэма Колхаса часто называют голландско-американским архитектором, за его вклад в развитие архитектуры США
Архитектура Колхаса вдохновляет молодое поколение архитекторов своей прогрессивностью и актуальность. Сложные и геометричные формы, интересные решения в отделке, монументальность объектов, которые несмотря на многогранность представляют собой единый объем - архитектура Колхаса запоминается, она создает впечатления и эмоции, которые многие стремятся повторить и скопировать. Но прямое копирование в архитектуре не работает, нельзя построить второе здание центральной библиотеки Сиэтла в Кейптауне и ждать от него той же популярности.
Но следование мировым трендам, как это делает Колхас позволяет архитекторам создавать универсальные решения, которые могут быть реализованы во многих странах.