Французская традиция
Франция обладает уникальным архитектурным наследием, которое является неотъемлемой частью культуры и характеризует страну.
Первые поселения на территории современной Франции появились еще во времена кельтов. За прошедшие с тех времен столетия главенствующий стиль в архитектуре многократно менялся, подстраиваясь под изменения в строительной технологии, в политике, в обществе, в экономике.
Основные этапы развития французской архитектуры:
- архитектура галлов;
- архитектура римского периода;
- архитектура раннего средневековья (Меровинги, Каролинги, романский стиль;
- архитектура высокого средневековья, готика;
- ренессанс;
- барокко
- иезутский стиль;
- рококо;
- архитектура Второй Империи;
- модерн;
- функционализм;
- архитектура 21 века.
Будучи вовлеченными во множество событий локального и глобального масштаба, французы многократно перестраивали свои города, то готовя их к надвигающимся с разных сторон угрозам, то лишая города ограничивающих их рост крепостных стен. Французские города привлекают туристов сохранившимся архитектурным наследием периода средневековья, а также готики. Например, замки Луары представляют собой уникальный пример замковой архитектуры, сформированной в период с 12 по 18 века. 77 этих великолепных сооружений расположились вдоль реки, которая когда-то была главной торговой магистралью страны.
Французская традиция и архитектура первой половины XVIII века в России
Традиции французской архитектуры перекочевали в Россию благодаря Петру I. Царь был во Франции в 1717 году в рамках своих заграничных путешествий. За то время, что он провел в Париже, он успел провести протокольную встречу с регентом при короле Людовике XV, с самим Людовиком XV, которому на тот момент было 7 лет, осмотрел достопримечательности столицы, анатомический институт, обсерваторию, картинную галерею, библиотеку. Петр Первый побывал во французских замках:
- Сен-Клу;
- Марли;
- Фонтенбло;
- Версаль.
Свой маршрут по Франции Петр спланировал заранее, его впечатлила красота садов и парков, а также система фонтанов, он даже приказал измерить расстояние между дворцом и прудом.
По сравнению с Великим посольством, которое Петр возглавлял 20 лет назад, его второе путешествие проходило совершенно иначе. Он не искал поддержки, а представлял самое могущественное государство, которое сокрушило шведскую армию.
Помимо замков он осмотрел Дом Инвалидов, монетный двор и Сорбонну.
Самое большое впечатление на монарха произвел не Версаль, а резиденция Марли-ле-руа, а также ее водяные каскады и водоподъемная машина.
При строительстве своего дворца в Петергофе Петр реализовал многие идеи, увиденные в заграничных поездках. Так ансамбль Марли, распложенный в нижней части парка, был создан под впечатлением от так понравившегося ему замка. В целом в петергофском Марли позаимствованы лишь общие композиционные решения и элементы, в остальном ансамбль органично вписывается в традиции русского садового-паркового искусства.
Также стоит отметить, что после смерти короля Людовика XIV начался упадок в сфере культуры, в том числе и в части нового строительства. Построенные ранее замки и резиденции лишь обновлялись, а придворные архитекторы искали, где применить свой талант. Этим и воспользовался молодой император, переманив, оставшихся без заказов французов в Россию.
В основном о Санкт-Петербурге говорят, как о проявлении итальянского барокко, но в нем есть черты, присущие и французской архитектуре. Самым видным французом-архитектором, работавшим в северной столице, был Огюст Монферран, который построил Исаакиевский собор, Александровскую колонну, Памятник Николаю I, Староярморочный собор.
Рисунок 1. Здание Академии художеств, построенное по проекту француза Ж. Б. Валлен-Деламота и русского архитектора А. Ф. Кокоринова. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Другим выдающимся французским архитектором был Жан Батист Мишель Валлен-Деламот - яркий представитель академического классицизма. Он спроектировал и построил Новую Голландию, Академию Художеств, Северный павильон Малого Эрмитажа.