Этьен Луи Булле
Этьен Луи Булле (1729 – 1799) – французский архитектор, теоретик и ученик Жака Франсуа Блонделя.
Архитектор посвятил всю свою жизнь созданию грандиозных проектов, масштабность которых в те времена мешала их осуществлению. С 1760 по 1770 гг. Булле запроектировал несколько общественных сооружений в Париже. Несмотря на столь новаторский стиль, Булле быстро получил уважение среди теоретиков и преподавателей. Среди его учеников и последователей было множество известных мастеров. В общей сложности Этьен Луи Булле занимался профессорской деятельностью более 50 лет.
Все произведения Булле обладали грандиозностью своих концепций и вызывали сильные эмоции. В неосуществленных проектах общественных зданий Этьен Луи Булле стремился вызвать у зрителя возвышенные чувства при помощи специальных архитектурных форм, отображающих необъятность. Внешний вид этих форм должен был внушать страх, величие мира и божественную мудрость, относящуюся к самому началу времен. В то же время в его проектах чувствовалось большое влияние античного зодчества.
Рисунок 1. Кенотаф Ньютона. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Отличительной чертой зрелого творчества Булле можно назвать абстрагирование от влияния античной архитектуры. Его новая концепция монументального строительства обладала красотой и спокойствием классической архитектуры при довольно значительной и выразительной силе. Большое значение в своих проектах он уделял элементу таинственности. Такой «поэтический» подход к проектированию, в некоторой степени свойственный архитекторам романтизма XIX века, усматривается также в его символизме. Например, известнейший проект Муниципального дворца включает в себя четыре сторожевые башни, поддерживающие основное сооружение. Таким образом архитектор демонстрировал связь закона и общества.
Этьен Луи Булле, вдохновившись работой Камю де Мезьера «Гений архитектуры, или аналогия между семью искусствами и нашими ощущениями» (1780), стал развивать собственную теорию архитектуры. Согласно его концепции бесконечные перспективы, лишенные всяческого декора, а также геометрически чистые формы должны были вызывать у зрителя чувство подъема и тревоги одновременно. Булле больше чем любой другой архитектор того времени был одержим идеей о способности естественного освещения вызвать ощущение присутствия чего-то божественного. Данная идея выражалась в прозрачной дымке, пронизывающей интерьеры его «Метрополя», несколько напоминавшего церковь Святой Женевьевы. Подобным световым эффектом обладал его кирпичный шар – проект, предложенный им в качестве надгробного памятника Исаака Ньютона. Горящий внутри огонь в темное время суток напоминал солнце, а днем солнечный свет, проникая через специальные проемы в сфере, создавал иллюзию небесного свода. Несмотря на то, что по политическим взглядам Булле был республиканцем, им владела идея создания чего-то монументального, объекта, посвященного поклонению высшим существам. Булле не вдохновляли сельские утопии архитекторов Морелли и Руссо.
Среди грандиозных проектов Этьена Луи Булле наиболее известны:
- Кенотаф Ньютона (1784);
- Национальная библиотека в Париже (1785);
- Кенотаф-пирамида.
Нередко Булле подвергался критике за свои грандиозные взгляды на архитектуру. Однако, его проекты не следует расценивать, как созданные для реального воплощения. Они в большей мере являются «фантазийными». В своих желаниях создать необычную монументальную архитектуру для нового общества он предвосхитил появление аналогичных тенденций среди архитекторов XX века. Тем не менее, его влияние на послереволюционную Европу было весьма значительным. Большие усилия для этого приложил его ученик Жан-Никола-Луи Дюран.
Кенотаф Ньютона и эмоциональный гигантизм
Кенотаф Ньютона, о котором уже упоминалось выше, поражал современников своими размерами: диаметр кирпичной сферы должен был составлять 500 метров. Не исключено, что эмоциональный эффект, производимый этим сооружением превосходил бы воздействие, оказываемое египетскими пирамидами.
Такой гигантизм в архитектуре оказывает огромное влияние на психику человека. Это было хорошо известно диктаторам, «архитекторам» авторитарных режимов. Гигантизм обладает собственной философией.
Не прекращающиеся идеологические столкновения между государствами и религиями нивелировали к новому времени величие и славу Ньютона. Сейчас трудно представить, с каким трепетом относились к нему просвещенные современники. Надо сказать, что физиком Исаак Ньютон стал лишь в XX веке, а для своих современников он был скорее кудесником, чем ученым.
Французский архитектор Этьен Луи Булле, в отличие от авторитарных специалистов, был восхищен величием Творца. Именно этот фактор являлся первоисточником грандиозности его проектов. Как уже отмечалось выше, приверженец и творец неоклассицизма считал, что при помощи освещения можно создать ощущение присутствия божественного духа.
Кипарисы, посаженные на трехуровневом основании цилиндрической формы, стали для Булле символом скорби и траура. Вероятно, здесь есть отсылка к сооружениям трагического характера в Древнем Риме и Греции. Сферический портал переходил в темный длинный туннель, который вел в пустоту, к саркофагу ученого. Искусственное звездное небо, созданное внутри сферы должно было генерировать у зрителя эффект беспредельности, особое состояние психики.
Реализовать подобный проект в те времена не представлялось возможным по многим причинам. Гигантизм французского архитектора носил весьма мрачный характер. Он подчеркивал величие именно смерти, а не жизни и божественных сил, а торжество смерти над жизнью не должно носить столь откровенный характер.