Строительные приемы эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения – это имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средневековью и предшествующая эпохе Просвещения. В Италии она приходится на начало XIV века - последнюю четверть XVI века.
Традиционно эпоху Возрождения делят на три этапа:
- Раннее Возрождение;
- Высокое Возрождение;
- Позднее Возрождение.
Термин «Возрождение» впервые встречается у итальянских гуманистов (например, у Джорджио Вазари). В современном обращении термин был введен в употребление французским историком Жюлем Мишле. В настоящее время этот термин стал синонимом культурного расцвета.
Что касается Италии, то от XIV века зодчие здесь унаследовали в качестве строительного материала тесаный камень и обыкновенный кирпич, укладываемый на известковом растворе. Роль ведущей конструкции здесь выполнял каркасный крестовый свод.
Рисунок 1. Архитектура Возрождения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Однако, коммерческая составляющая строительного процесса заставила зодчих применять камень и кирпич лишь в лицевых и фасадных конструкциях, заполняя пазухи более дешевым материалом.
В современности распространено ошибочное мнение, будто архитекторы итальянского Возрождения в своих проектах закладывали только естественный тесаный камень и глиняный кирпич. Современные ученые при исследовании недостроенных итальянских объектов того времени установили, что ядра стен чаще всего выполнялись из бетона (он был отличен от того же материала, применяемого в Древнем Риме).
Вместо сортового щебня для приготовления бетонной смеси применялся рядовой гравий, а вместо чередующейся кладки просто укладывали составляющие в беспорядке, без предварительного их смешивания. Именно таким образом, по свидетельству теоретика начала XIX века Ронделе, была выполнена забутовка стеновых конструкций собора святого Петра в Риме.
Возникает логичный вопрос, почему архитекторы Возрождения заимствуя архитектурные приемы античных зодчих, не заимствовали также и состав бетонной смеси. Вероятнее всего, древнеримский бетон был мало пригодным для эпохи Возрождения с коммерческой точки зрения. По свидетельствам Барбаро, литая колонна обходилась дешевле каменной. Однако, заливание бетонной смеси с гравием в качестве заполнителя в каменную опалубку (она же являлась и облицовкой) было более трудоемким процессом, чем изготовление смеси по римской технологии.
В период Средневековья заказчики, нанимая зодчих и подмастерьев, имели возможность привлекать даровую неквалифицированную рабочую силу (в рамках феодальных повинностей или обещанием «отпущения грехов»). Новый период в истории заставил заказчиков учитывать и труд чернорабочих.
Прием, заключающийся в разделении конструкции на конструктивное ядро и декоративную облицовку, был широко распространен в архитектуре эпохи Возрождения и вызывал у строителей особый интерес к цвету и фактуре естественных каменных блоков.
К категории искусственных камней известный архитектор Палладио относил и кирпич. Внешняя отделка в виде оштукатуривания и облицовки открыла возможность строить из кирпича не только рядовые и дешевые здания, но и монументальные, более дорогие дворцы.
Конструкции
Надо сказать, что архитекторы эпохи Возрождения были в большей степени художниками, чем инженерами. Если купола сооружений выражали инженерные попытки Возрождения, то общий уровень конструкторских навыков характеризуется в большей мере жилищным строительством, мастером которого был Палладио. Особое свое внимание к подобного рода постройкам он объяснял тем, что «из всех видов архитектуры ни один в такой степени не отвечает нуждам людей и не применяется столь же часто».
Рисунок 2. Собор святого Петра в Риме. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектор Альберти рассматривал несущие конструктивные элементы здания как взаимосвязанные звенья единой системы (что полностью совпадает с представлениями современных конструкторов). Колонну он представлял, как часть стеновой конструкции, а арку – как балку имеющую кривизну. Купол в его представлении являлся пересечением в одной точке большого количества арок.
В отличие от своих античных учителей Альберти глубже понимал явление поперечного и продольного изгиба. Он рекомендовал при подъеме конструктивных элементов пользоваться кранами и мачтами «не большой и не маленькой длины». Объяснялось это тем, что хрупкость конструкции сильно сопряжена с ее длиной и наоборот.
Декоративные элементы
Как уже отмечалось выше, в постройках времен раннего Ренессанса кладка производилась из камней, неотесанных с лицевой стороны. Каждый камень в облицовке окаймлялся гладко стесанной кромкой. В этой связи большинство зданий представлялись построенными из гигантских блоков такой крепости, которая будто заставляла строителей отказаться от обтесывания.
Подобное суровое убранство зданий обладает особой изысканностью. Чтобы усилить впечатление, рельеф уменьшали с каждым этажом. Помимо этого, уменьшали и высоту рядов. Таким образом создавалась иллюзия однородной кладки, размеры которой уменьшались по мере удаления от зрителя.
Что касается античных ордеров, то Ранний Ренессанс особенно увлекался коринфским ордером. Благодаря тонкости отделки архитекторы придавали ордерам изящество, неведомое античному миру. В последующие периоды Ренессанса предпочтение отдавалось дорийскому и ионическому ордерам. Чаще всего они применялись для декорирования нижних этажей.
Ранний Ренессанс принимает рациональный вид аркад, опирающихся на колонны. Данное решение является более византийским, чем классическим. Архитектор Альберти часто обращался к римской аркаде, где пята конструкции опирается на импост столба, а колонна не имеет конструктивного значения (при необходимости ее исключали).