Средневековый храм как синтез искусства и архитектуры
Впечатления от готических соборов трудно описать словами. Высокие сооружения тянутся к небу стрелами башен, вимпергов, фиалов и заостренных арок. Однако в большей мере поражает не высота построек, а богатство их элементов, которые открываются при детальном изучении готических сооружений.
Готические храмы отличаются не только высотой, но и большой протяженностью. Например, Шартрский собор имеет в длину 130 метров при длине трансепта 64 метра. Таким образом, чтобы обойти сооружение вокруг, необходимо пройти не менее полукилометра.
Если сравнивать готический храм с романской церковью, то он является совершенно необозримым, асимметричным, а в некоторых его частях и вовсе наблюдается неоднородность, в то время как романские сооружения обладали четкими, легко обозримыми формами. Каждый фасад готического сооружения индивидуален и имеет свой уникальный портал. Арки, башни и галереи отличаются бесконечно сложной игрой ажурных форм.
Как правило, готические соборы и храмы дополнялись статуями и скульптурами. Они располагаются не только в галереях, но и на кровле, карнизах, под сводами капелл.
Многие городские соборы и храмы Средневековья были настолько огромными, что все население города не могло их заполнить. Недалеко от религиозных сооружений, как правило, располагались торговые ряды. Надо сказать, что потребности городской жизни вынудили людей перейти от толстостенных романских церквей к пространственному открытому готическому храму. Для этого непременно требовалось изменить конструкцию сооружения. Вслед за этим изменялась и архитектура. Примечательно, что готический стиль начал свое развитие именно с архитектуры, а уже позднее начал распространяться на живопись и скульптуру.
Особенности романского стиля
В современности романской принято называть архитектуру западной Европы XI – XIII веков. Такое название она получила из-за того, что унаследовала некоторые черты римской архитектуры, а также была наиболее распространена у романских народов. Романский стиль можно назвать историческим стилем зрелого средневековья. Он характеризовался общностью типов зданий, их конструктивных приемов и выразительных средств.
Надо сказать, что романскому стилю предшествовал весьма длительный период раннего средневековья (V – X века). Застой в развитии экономики и культуры средневековой западной Европы отразился на архитектуре. Многие строительные достижения, доставшиеся от древних римлян, были утрачены, а общий уровень строительной техники снизился. Ключевую роль в развитии западного средневекового храма играет базилика.
Рисунок 1. Реймсский собор. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первые базилики начали появляться в эпоху позднеримской архитектуры, тогда складывался тип раннехристианского храма. В последствии базилики усовершенствовались путем увеличения алтарной площади. Перед основным залом дополнительных помещений стали появляться нартексы (помещения для людей, еще не принявших христианство). В крупных сооружениях такого типа боковые нефы делились на два яруса. Это делалось для увеличения внутреннего объема здания. В западном конце церкви, как правило, размещался хор для мирян, его фланкировали двумя башнями. Башни нередко выполняли роль оборонительных сооружений при военных столкновениях.
Помимо базиликальных сооружений в средневековье строились зальные храмы. Основным их отличием от базилики было то, что средний неф не имел значительного превышения над боковыми.
Особенности готического стиля
Как уже было сказано выше, все готическое искусство основывается на готической архитектуре. К концу XII века в городах, освободившихся от власти сеньоров массово начинали строить ратуши, соборы и торговые помещения. Главным украшением города обычно являлся большой собор, который нередко возводился на протяжении десятков лет. Готический собор имел вид легкого и прозрачного здания, поскольку снабжался множеством огромных окон.
Стиль готики можно назвать драматичным, но не мрачным и не унылым. Что касается изобразительной живописи и убранства храмов, то в каждом соборе прослеживалась своя тематика. Например, Парижский собор был посвящен богоматери, а Амьенский выражал идею мессианизма.
Рисунок 2. Собор Святого Стефана. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Средневековые матера занимались изготовлением церковной утвари из серебра и золота. Все эти изделия украшались полудрагоценными камнями и филигранью. Пластины для облицовки алтарей, чаш для омовения рук также изготавливались с помощью различных технологий. Примечательно также, что готическое искусство развивалось в Европе неравномерно. Наибольший его расцвет наблюдался во Франции и Германии.
Наиболее известными средневековыми сооружениями являются:
- Собор Святого Стефана. Австрия, Вена. Сооружение пережило множество военных столкновений и на сегодняшний день является настоящим символом свободы города. Строительство собора было начато по инициативе герцога Рудольфа IV в XIV веке. Наиболее узнаваемой чертой здания является черепичный кровельный материал, мелкие элементы которого выложены в виде изображения национального герба;
- Бургосский собор. Бургос, Испания. Данный собор посвящен Деве Марии. Здание примечательно своей готической архитектурой и внушительными размерами. Возведение здания было начато в 1221 году, а закончено спустя почти 200 лет, в 1567 году;
- Реймсский собор. Франция, Реймс. В данном соборе были официально коронованы некоторые французские правители. Сооружение построено на месте святой базилики, в которой был крещен Хлодвиг I – один из выдающихся политических деятелей своего времени (примерно 496 год). Строительство собора завершилось в XIII веке.