Строительство эпохи Возрождения
Архитектура Возрождения (Ренессанс) – это период в развитии европейской архитектуры, который охватывает временной промежуток с начала XV до начала XVII века.
Следует отметить, что архитекторы, работавшие в стиле Ренессанс, заимствовали черты римской и греческой классической архитектуры. Однако, форма зданий и их назначение изменились с античных времен.
Древние римляне никогда не строили зданий, подобных религиозным сооружениям периода раннего Возрождения. Не строили они и сооружений, подобных особнякам преуспевающих личностей конца XV века.
В то же время в указанный временной промежуток совсем не было необходимости в огромных стадионах для спортивных состязаний или крупных общественных банях, которые активно строились в Древнем Риме. Классические строительные нормы изучались и воссоздавались с тем, чтобы служить более современным целям.
Палаццо Медичи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Палаццо Медичи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
План построек эпохи Возрождения определяется прямоугольной формой, а также симметрией и пропорциональностью. Основу системы пропорций в архитектуре Ренессанса, так же, как и в античной архитектуре, составляла модульная система, основанная на кратности всех размеров объекта одному числу. В религиозных сооружениях, как правило, модулем являлась ширина пролета нефа. Проблему целостного единства архитектурной композиции здания впервые затронул Брунеллески, хотя и не решил ее ни в одном из своих проектов. Впервые данный принцип появляется в здании Альберти – Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Доработка проекта светского сооружения, выполненного в духе Ренессанса, началась в XVI веке и достигла своего пика в творчестве Палладио.
Что касается фасадной композиции, то она всегда симметрична относительно вертикальной оси. Фасады религиозных объектов, как правило, разбавляются такими элементами, как:
- пилястры;
- арки;
- антаблемент.
Расположение оконных проемов и колонн дает понять, что композиция стремится к центру. Первый фасад в стиле Ренессанс – фасад кафедрального собора Пиенцы (1459-1462). Его создание приписывают архитектору из Флоренции Бернардо Гамбарелли. Вероятно, что и Альберти имел отношение к созданию этого сооружения.
Жилые постройки в обязательном порядке имели карниз. На каждом этаже здания располагались оконные проемы, а все сопутствующие детали повторяются. Главная дверь выделяется определенной чертой – балконом (или окружается рустовкой). Одним из прототипов такого фасадного решения являлся дворец Ручеллаи во Флоренции (1446 – 1451) с тремя поэтажными рядами пилястр.
Стилевые закономерности архитектуры и архитектурные школы эпохи Возрождения
Архитектура Ренессанса является одной из наиболее изученных отраслей в современном искусствознании. Несмотря на это, интерес к архитектурному наследию данного периода не только не ослабевает, но и неуклонно возрастает, что подтверждается огромным количеством научно-популярных публикаций последних лет.
Многообразие конкретных проявлений Ренессанса можно объяснить рождением многочисленных архитектурных школ и наличием творческих позиций ведущих архитекторов. Архитектура Возрождения сильно повлияла на появление национальных вариантов стиля и простимулировала возникновение архитектурных школ европейских стран.
В эпоху Возрождения существовало несколько архитектурных школ:
- школа Донато Браманте (1444 – 1514 гг.);
- школа Бальдассаре Перуцци (1481 – 1536 гг.);
- венецианская архитектурная школа (школа Якопо Татти Сансовино).
Браманте при возведении зданий следовал классическим принципам. Например, в проекте церкви Сан-Пьетро архитектора вдохновили ротонды античных религиозных построек.
Бальдассаре Перуцци был последователем Браманте. Его лучшие произведения – Фарнезинская вилла и палаццо Массими.
Главным представителем венецианской архитектурной школы был Якопо Татти Сансовино. Он занимался возведением библиотеки святого Марка и палаццо Корнер.
Во второй половине XVI века в итальянской архитектуре происходят перемены. Они выражались главным образом в желании специалистов воспроизводить античные формы более точно. Этой проблеме было посвящено множество трактатов, поэтому итальянские сооружения продолжали отличаться изяществом и благородством
Архитектура на примерах
Палаццо Медичи является одним из самых крупных проектов архитектора Микелоццо ди Бартоломео. Архитектурная композиция дворца типична для палаццо, расположенных во Флоренции. План объекта выполнен в форме квадрата с заключенным в центре, также квадратным, внутренним двором. Палаццо имеет три неодинаковых по высоте этажа и завершается крупным карнизом. Карниз состоит из так называемого антикизирующего профиля, который пришел на смену простому карнизу, полученному с помощью стропил.
Уличный фасад представляет собой образец «рустичного стиля», который позднее станет характерной особенностью для флорентийских жилых построек. Рельеф стены идет на убыль по вертикали: нижний этаж здания обрабатывается крупным рустом, второй этаж – гладким рустом, третий же выложен из плотно подогнанных друг к другу ровных квадратов. При таком построении архитектурная композиция плавно облегчается кверху, отчего карниз кажется весьма тяжелой конструкцией. Первый этаж двора выполнен в виде галерей. Здание было построено по заказу Козимо Медичи.
Рисунок 2. Церковь Сан-Лоренцо. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Настоящим памятником Ренессанса в области гражданского строительства можно назвать Воспитательный дом на площади Сантиссима Аннунциата. Во внешнем виде здания отчетливо прослеживается отличие от предшествующего Ренессансу готического стиля. Здесь подчеркивается горизонтальность фасада. Нижний этаж здания занимает крупная лоджия. Ясность и простота композиции здания отличает архитектуру дворика, обнесенного галереей. В композиции Воспитательного дома Брунеллески создал новый тип гражданского здания, объединяющий большое количество помещений общественного порядка. Воспитательный дом открыл свои двери в 1445 году. Основной конструкционный материал – кирпич. Колонны и орнаментальные фрагменты выполнены из местного известкового камня.
Одним из основных проектов Филиппо Брунеллески является реконструированная церковь Сан-Лоренцо (Флоренция). Данную архитектуру смело можно относить к флорентийской школе, поскольку в ее конструкции архитектор создал тип ренессансного центрического здания, квадратного в плане и перекрытого куполом. Строительство церкви началось с возведения боковой капеллы, получившей впоследствии название «старая ризница».
Здание церкви представляет собой трехнефную базилику. Её центральный неф перекрывается плоским потолком, а боковые нефы – парусными сводами.