Сущность архитектуры Возрождения
Архитектура Возрождения – архитектура европейских стран периода с начала XV до начала XVII века.
Этот период в истории архитектуры характеризуется, как переломный, от предшествующей ему мрачной готики, к иным более вычурным и жизнерадостным стилям.
Особое внимание в архитектуре ренессанса уделяется таким античным критериям, как пропорция, симметрия и геометрия, а также порядку составных частей здания. Об этом могут свидетельствовать сохранившиеся до наших дней памятники римской архитектуры.
При переходе к ренессансу происходят серьезные изменения во внешнем облике зданий: специфические пропорции и остроугольные формы средневековых зданий переходят в упорядоченное расположение колонн и пилястр, несимметричные очертания сменяются полукругами арок, полусферами куполов и нишами. Эти признаки свидетельствуют о том, что в архитектуре снова будут присутствовать стоечно-балочные конструкции и их художественная обработка. Развитие архитектуры Возрождения способствует развитию строительной науки, материалов и открывает новые горизонты в архитектурной лексике. Примечательно, что для эпохи ренессанса характерен отход от анонимности ремесленников, с этим связано и появление индивидуального стиля архитекторов.
На сегодняшний день известно немного архитекторов, занимавшихся проектированием и строительством сооружений во времена романского стиля и предшествующих ему эпох, однако, все этапы строительства даже незначительных сооружений эпохи Возрождения были тщательно задокументированы. Одним из первых представителей архитектуры ренессанса является Филиппо Брунеллески. Он внес огромный вклад в развитие архитектуры Флоренции, города, который считается памятником Возрождения, наряду с Венецией. После ренессанс уверенно вступает в другие итальянские города, а затем и страны (Франция, Германия, Англия, Россия и др.). Эпоху ренессанса можно разделить на три периода:
- Раннее Возрождение;
- Высокое Возрождение;
- Позднее Возрождение.
Периоды Ренессанса
Раннее Возрождение. В этот период были заново открыты и сформулированы основные нормы классической архитектуры. Причиной этому послужило изучение специалистами античных образцов сооружений. Внутреннее пространство сооружений этой эпохи организуется в образе, отличном от средневековых представлений. В его основе теперь – логичные пропорции, последовательность и форма частей декора подчиняются геометрии, а не интуиции, что было основной составляющей средневековых сооружений. Первым сооружением эпохи раннего Возрождения называют базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, архитектором которой является Филиппо Брунеллески (1377—1446).
В этот период в архитектуре проявляется тенденция к органичному сочетанию традиций средневековья с элементами классики. При строительстве храмов основной тип - базилика с плоским потолком или с крестовыми сводами, однако элементам уделяется особое внимание. Например, отделка и расстановка колонн, внешний вид окон и порталов теперь совершенно иные, при введении их изменений зодчие руководствовались композицией греко-римских памятников, стремясь добиться просторного пространства внутри здания.
Впоследствии, и в общей композиции, и в деталях ключевыми аспектами архитектуры становятся образцы античного искусства. Чаще всего в декоре зданий присутствует стоечно-балочная система, характерная для Коринфа с разнообразными видоизменениями капители. Нововведения более характерны для нехрамовой архитектуры: дворцов правителей, городской знати и властей. Здесь очевидно желание архитекторов создать симметричные образы и гармонию пропорций сооружений.
Здания этого периода, как правило, имеют просторные внутренние дворы, обнесенные крытыми галереями с опорой на колонны или пилястры античной формы. Фасады наделяются размеренностью при помощи эффектных карнизов между этажами, а также главного карниза, который формирует сильный выступ под крышей.
Рисунок 1. Санта Мария дель Фьоре, Флоренция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Высокое Возрождение. В этот период продолжается заимствование из античной архитектуры даже с большей уверенностью. Центр итальянского искусства и архитектуры с приходом на папский престол Юлия II перемещается из Флоренции в Рим, задействуются лучшие архитекторы Италии. Это способствует появлению большого количества монументальных зданий в Риме, по праву считающихся произведениями искусства. Античное наследие изучается более интенсивно, чем ранее, его воспроизводят более строго, остаточные веяния средневековья полностью исчезают.
Искусство в этот период базируется на классических признаках. Основными памятниками итальянской архитектуры того времени считаются светские здания, отличающиеся величием своих пропорций, эффектной орнаментацией внешней и внутренней отделки, а также двухъярусными галереями на колоннах. В храмовом строительстве наблюдается стремление к колоссальности и величественности; осуществился переход от средневекового крестового свода к римскому коробовому своду, купола опираются на четыре массивных столба. За пределами Италии время расцвета ренессанса наступило только через полвека, итальянский стиль распространяется по Европе, однако происходит это с внедрением самобытных деталей.
Рисунок 2. Галерея Уффици, Флоренция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Позднее Возрождение. Здесь появляется потребность во внесении изменений в концепцию Высокого Возрождения, это выражается в комбинировании различных образов античности, а также усложнении деталей посредством изгиба, преломления и еще более затейливой орнаментацией. Примечательно, что этот период характеризуется повышенной плотностью колонн и пилястр в композиции здания. Стоит отметить и то, что пространство и материя теперь соотносится более свободно.
Рисунок 3. Собор св. Петра в Риме. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В эпоху Возрождения активно заимствовались образы римской культуры, однако, основные принципы проектирования зданий и городов в целом претерпевали изменения. Это говорит о том, что классические нормы использовались вновь, чтобы служить современным целям.