Возрождение
Архитектура Возрождения (Ренессанса) – это термин, применяемый к архитектуре европейских государств в период с начала XV до начала XVII века.
Следует заметить, что в общем Возрождение подразумевает использование основ античной архитектуры (архитектуры Древнего Рима и Древней Греции). Данный период является переломным с точки зрения архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему стилевому направлению – готике. В отличие от архитектуры Возрождения готика черпала вдохновение в собственной интерпретации классического искусства.
Рисунок 1. Замок Шамбор. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектуру Ренессанса принято разделять на три периода:
- Раннее Возрождение;
- Высокое Возрождение;
- Позднее Возрождение.
Раннее Возрождение во Франции
Раннее возрождение во Франции связано с долиной реки Луары, где, в частности, располагалось множество королевских замков (например, Блуа и Шамбор). Одним из культурных центров распространения архитектуры Ренессанса был Фонтенбло (к югу от Парижа), где в начале XVI века расположилась колония итальянских архитекторов и художников, приглашенных во Францию. Впрочем, здесь не следует преувеличивать значения передового итальянского архитектурного опыта, поскольку французский Ренессанс обладал большой национальной индивидуальностью. Во многих сооружениях периода Раннего Возрождения национальные черты отчетливо преобладают над общеренессансными признаками. В особенности для французской архитектуры эпохи Ренессанса характерны высокие крыши с люкарнами (чердачными окнами), а также большие дымовые трубы.
Самые крупные и значительные памятники раннего Возрождения во Франции – замки королей и вельмож. Городское строительство здесь было развито в меньшей степени, чем в Италии. Строительство замков велось в трех направлениях. Некоторые дворцовые постройки перестраивались в новом духе с изменением фасадных конструкций. К другим готическим постройкам пристраивались новые секции, возведенные в новом стиле и, как правило, расположенные асимметрично. Помимо этого, строились и совершенно новые сооружения.
Во французских дворцовых постройках периода раннего Возрождения оконные проемы были высокими и сравнительно узкими, что вполне отвечало традициям национальной архитектуры. По высоте оконные проемы охватывали почти всю стену и начинались на небольшой высоте от пола. В результате на фасадах появлялись так называемые «световые столбы». Окна имели каменные крестообразные переплеты, отсылающие к готической архитектуре.
Рисунок 2. Церковь Сен-Эсташ в Париже. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Наиболее характерным ренессансным признаком является разделение здания на этажи, по своей структуре приближающиеся к антаблементу. В пределах каждого этажа устраивались пилястры, которые обрамляли оконные проемы. Остаточное влияние готической архитектуры отражалось в крутых кровельных системах (конических и увенчанных башнями). Первоначально новый стиль, пришедший из Италии, распространился на декорации и композиционные приемы, конструкции же подверглись изменениям гораздо позднее.
Среди памятников раннего французского Возрождения следует выделить ратуши. Ратуша Парижа содержит черты, типичные для французской архитектуры того времени:
- высокие крыши;
- башенные объемы;
- люкарны и трубы;
- окна с крестообразным пролетом.
Здесь присутствовали и общие для Возрождения черты – разделение сооружения на ярусы и поэтажное применение ордеров. Мотив аркады в уровне первого яруса следует рассматривать как результат влияния итальянской архитектуры.
Примеры сооружений
Религиозное строительство первой половины XVI века велось в относительно небольших масштабах. Максимально значимое и характерное сооружения этого периода – церковь Сен-Эсташ в Париже (архитектор – П. Лемерсье, 1520-е годы. План церкви схож с планами аналогичных построек в готической архитектуре, конструкция каркасная. При первом взгляде на здание складывается впечатление, что это готический собор, однако при более детальном анализе обнаруживается, что своды и оконные проемы имеют уже не стрельчатое, а полуциркульное очертание. Все декоративные детали выполнены в духе Возрождения: пилястры, полуколонны, капители и т.д.
Следует заметить, что в ранний период во Франции строились не только значительные замки, но и дома аристократов, которые по примерам королевских оформлялись в новом стиле. Возводились также и общественные здания, а крепости перестраивались в замки.
Чаще всего замок представлял собой прямоугольное в плане сооружение с центральным двором, башнями по углам и выносными лестницами в виде башен. Дома горожан в большинстве своем сохраняют готический облик. Для французского Ренессанса характерно использование высоких крыш и труб, живописных мотивов мансардных окон и винтовых лестниц, решенных в виде отдельно стоящих башен.
Среди новых сооружений, построенных с нуля в период раннего Ренессанса, выделяется королевский замок Шамбор, расположенный в долине Луары (архитекторы – Д. Нортона, П. Неве). Наиболее примечательной чертой в его композиции является симметрия общего расположения объемов и выделение в качестве центрального элемента квадратного корпуса, отдаленно напоминающего донжон. Все секции, расположенные на территории участка, дополняются круглыми башнями. В связи с тем, что башни имели высокие крыши, а по периметру замка был предусмотрен огромный ров с водой, создавалось впечатление, что замок построен в готическом стиле. Однако, такое впечатление ошибочно.
Дворцовый комплекс был построен на стыке двух эпох – готики и Ренессанса, в этой связи в композиции сохранилось большое количество признаков старой архитектуры. К их числу можно отнести центральную лестницу, пересекающую весь объем донжона. Замок Шамбор можно назвать убедительной иллюстрацией отставания формы от содержания.