Возрождение в архитектуре
Архитектура Возрождения – это период развития европейской архитектуры с начала XV до начала XVII века.
Термин «ренессанс» произошел от слова «la rinascita», который впервые был употреблен итальянским архитектором Джорджо Вазари. Термин «Возрождение» для обозначения соответствующего периода в развитии архитектуры применил французский историк Жюль Мишле.
Рисунок 1. Канчеллерия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Традиционно итальянское возрождение разделяют на три исторических периода:
- раннее Возрождение (XV век);
- Высокое Возрождение (первая четверть XVI века);
- Позднее Возрождение (1520 - 1600).
Высокое Возрождение
Зарождение основных принципов архитектуры Возрождения произошло в Риме, где на фоне поиска новых форм предыдущего архитектурного этапа (готический стиль) сложился единый и общенациональный архитектурный стиль. Новый величественный и монументальный стиль основывается на благородной сдержанности и применении классической античной ордерной системы.
В Риме в период Высокого Возрождения вполне складывается архитектурный образ здания с центрально-осевой симметричной композиционной схемой. При этом пространство здесь замкнуто и развито со всех сторон. Такой образ вполне может воплощать идеи героизма и величия государства.
Основоположником нового архитектурного стиля называют Донато д’Анджело Браманте. Он сыграл такую же основополагающую роль в кульминационном этапе развития стиля, какую Филиппо Брунеллески сыграл на этапе Раннего Возрождения.
Рим в эпоху Высокого Возрождения
В начале XVI века первые итальянские города переживали экономический застой и глубочайшие социальные сдвиги, связанные с обостренной классовой борьбой.
Внутренний рынок Италии на тот момент был весьма ограниченным, а внешний сужался вследствие турецких военных действий и развития промышленности в других соседних государствах. Торговая, а вместе с ней и промышленная отрасль падали и ведущая роль в итальянских государствах переходила от банкиров и купцов к земельным дворянам и феодальным правителям. Все это сочеталось с военными действиями, потрясавшими страну с конца XV века. В этой связи снизился спрос на произведения искусства и резкое свертывание строительства. Архитекторы и прочие мастера строительной деятельности потянулись в места, где правили максимально благополучные властители.
На протяжении первых двух десятилетий XVI века в Италии центр архитектурного развития перемещался из Флоренции в Рим. Папская курия и высшие религиозные деятели в то время были самыми надежными заказчиками для инженеров и архитекторов.
Рисунок 2. Темпьетто. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Лучшие специалисты строительной отрасли стремились в Рим не только по причине максимально благонадежных и выгодных заказчиков. Военные действия, разорявшие разрозненные государства Италии, приводили к частичному подъему национального самосознания, до этого замеченного лишь в среде малочисленных передовых деятелей культуры. Вышеупомянутое папское государство многим представлялось ядром Италии, вокруг которого она вполне могла бы объединиться.
Что касается искусства, то некоторые элементы народного самосознания стали проявляться и здесь. Появилась тенденция стремления к единому архитектурному стилю. У самых образованных и передовых людей того времени идея объединения была неразрывно связана с единством культуры. Данная идея в более или менее сознательной форме присутствовала и в проповедях Савонаролы, который, опираясь на бедноту и мелкую буржуазию правил Флоренцией.
Италия так и не стала единым государством, но Рим при этом сыграл важнейшую роль в объединении искусства и архитектуры. Папство жертвовало на строительство новых сооружений в начале XVI века огромные средства. Один за другим в Рим приезжали скульпторы, архитекторы, резчики по дереву и каменщики.
Характеристика архитектуры Высокого Возрождения
Донато д’Анджело Браманте начал свою деятельность в Милане и только с переездом в Рим ознакомился с античными памятниками архитектуры. Архитектору удалось придать своим сооружениям монументальный облик, характеризующий новые тенденции в архитектуре.
Все эти тенденции совершенно явно проявились уже в первой работе Браманте – Темпьетто, построенном в 1502 году во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Это сооружение имеет круглую форму в плане и небольшой размер с гармонично развитым объемом.
Когда Браманте стал главным архитектором папы римского (Юлия II), ему было поручено руководить работами по реконструкции Ватикана, который на тот момент представлял собой ряд разрозненных в архитектурном плане построек. Перед архитектором стояла задача создать новый тип сооружения и уводить в него уже существующие постройки.
Главным созданием Браманте специалисты называют собор святого Петра в Риме. В нем архитектор воплотил замысел центрально-купольного здания и симметричной композиции. В процессе проектирования Браманте задумал создать монументальный памятник, который бы не имел равных в мировой архитектуре.
Центром здания является большой купол, который возвышался из массы более мелких конструкций покрытия. Эти конструкции образовывали ступенчатую пирамидальную композицию. Барабан под куполом был украшен колоннадой (его диаметр был практически равен куполу Брунеллески – 43 метра).
Надо сказать, что Браманте не довел сооружение до конца, им были начаты лишь подкупольные пилоны и наружные вертикальные конструкции собора. После смерти архитектора строительством здания занимались такие специалисты, как:
- Рафаэль;
- Перуцци;
- Антонио да Сангалло Младший.
Браманте сыграл важнейшую роль в развитии архитектуры палаццо. Именно он занимался завершением строительства палаццо Канчеллерия, которое было заложено в 1485 году архитектором А. Бреньо.