Экспрессионизм
Одним из течений эпохи модернизма был экспрессионизм.
Отличием экспрессионизма от других течений двадцатого века стало стремление выразить в работе эмоциональное состояние автора. Литературные произведения, театральные постановки, музыкальные композиции, танцевальные номера были способом выражения царивших в обществе идей.
Утверждается, что стиль сформировался как реакция на события века промышленной революции, века войн и революций. Страх, тревога и разочарование, вызванные войной, гибелью множества людей отражены на полотнах и в произведениях искусства. В экспрессионизме мы часто стакиваемся с мотивами боли и крика, к примеру известная картина Э. Мунка «Крик» считается одной из самых ярких работ этого направления.
Экспрессионизм проявился и в архитектуре Германии и Нидерландов. Для немецкой архитектуры был характерен отказ от продолжения начатых до войны проектов и поиск новых решений. В архитектуре авторы стремились перейти от работы с плоскостью к трехмерности. Известными немецкими архитекторами-экспрессионистами были Мендельсон, Шарун, Хёринг и Пёльциг.
Характерными чертами экспрессионизма являются:
- динамичная асимметрия и отсутствие симметрии;
- контраст ортогональности и криволинейности;
- контрастно выступающие профили;
- эмоциональная выразительность композиции;
- использование органических форм;
- деформирование привычной тектоники.
Симметрия – это соразмерное, гармоничное и пропорциональное расположение частей в рассматриваемом объекте; симметрия бывает осевая, сферическая, зеркальная, вращательная.
Экспрессионизм в архитектуре ХХ века
Экспрессионизм в архитектуре возникал не единожды, но, пожалуй, именно двадцатый век подарил нам больше всего известных произведений в этом стиле. Экспрессионизм проявлял себя дважды, до войны в 1910-1920 гг. и после войны в 1950-1970 гг. Второе проявление экспрессионизма называют неэкспрессионизмом.
В Германии известность обрел Э. Мендельсон, его здание «Башня Эйнштейна» представляет собой сочетание скульптурной пластики и архитектурной тектоники, в пластичных монолитных железобетонных формах практически нет прямолинейных сопряжений. В глаза бросается преобладание формы над внутренним пространством. В архитектуре экспрессионизма, как и в целом в архитектуре модернизма, используются современные материалы, это сталь, железобетон, стекло.
На смену экспрессионизму приходит рациональность. Гропиус и Мендельсон в своих работах отказываются от декоративности и наступает период расцвета Баухауса.
Самыми яркими работами экспрессионистов стали:
- Гётеанум Р. Штейнера;
- Стеклянный павильон;
- Корабль (дом в Амстердаме);
- Большой драматический театр (Берлин);
- церковь Грундтвига (Копенгаген);
- Чилихаус (Гамбург);
- памятник погибшим в дни Мартовского восстания (В. Гропиус).
Здание стеклянного павильона было построено по проекту Бруно Таута, в 1914 году. Этот проект стал воплощение утопической идеи, описанной в книге Пауля Шеербарта «Стеклянная архитектура». В то же время павильон служил рекламой стекольной промышленности. До настоящего времени здание не сохранилось, оно было разрушено в 1945 г.
Рисунок 1. Пример экспрессионизма в архитектуре. Эрих Мендельсон, Башня Эйнштейна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Несмотря на короткий период расцвета экспрессионизм заложил основы последующего развития архитектуры Германии. Отдельно выделяют течение кирпичный экспрессионизм, которому было свойственно использование кирпича в качестве основного конструкционного материала, это течение проявило себя с Северной Германии и оттуда распространилось в Нидерланды.
Живость фасадов достигалась за счет использования орнаментов и узоров, выложенных из кирпича. Горизонтальный и вертикальный ритм задавались рисунком и равномерностью кладки. Помимо кирпича, для декора использовали скульптуры из клинкерного кирпича и керамику. Одним из самых известных зданий в стиле кирпичного экспрессионизма является здание издательства Анцайгерхоххаус, одно из первых высотных зданий Германии, построенное в 1927-1928 годах. Высота здания составляет пятьдесят метров, архитектор Фриц Хёгер. В здании долгое время было расположено издательство Мадзак, сегодня оно является частью концерна Ганновер, под крышей высотки разместили кинотеатр, который заменил планетарий.