Египетский ордер
Взаимосвязь между конструкциями и художественным истолкованием прослеживается на протяжении всей истории архитектуры.
История развития стоечно-балочной системы уходит своими корнями в далекое прошлое. В ходе археологических раскопок удалось установить, что еще в Древнем Египте использовалась стоечно-балочная система, и первые храмы возводились из столбов и лежащих на них балках. Также было установлено, что в первых проектах распределение сил и воздействий было не совсем точным, и не проводилось разделения на несущие и ограждающие конструкции. Стоечно-балочная система являлась частью египетского ордера и развивалась вместе с ним.
Уже в период Среднего царства было применено разделение элементов на несущие и несомые, в это время формируется и сам ордер. На основе уникальных пропорций, декора и неповторимой пластики, свойственной тому времени, составляется уникальный египетский ордер, его основные элементы:
- основная нагрузка передается на несущие колонны;
- завершением колонны служит капитель;
- балка, опирающаяся на колонны, называется антаблементом;
- стилобат представляет собой основание постройки, на которую опирается база колонны.
Антаблемент – это часть архитектурного ордера, которая включает горизонтальное перекрытие, то есть несомую часть. Антаблемент состоит из трех частей. архитрава, фриза и карниза.
В эпоху Нового царства развитие египетского ордера продолжается, строятся храмы и храмовые комплексы, в которых он воплощен. Постепенно усложняется сама система ордера и его декоративность, так впоследствии колонны будут закрываться скульптурами, затем вместо квадратных в сечении колонн будут использовать круглые, позже на них появятся каннелюры.
При создании ордеров египтяне черпали вдохновение в природе, повторяли растительные мотивы (пучки стеблей, камыш, лотос). Но увлеченность природными мотивами и стремление как можно сильнее воздействовать на зрителя привели к тому, что тектоническая сущность самой системы была нарушена, к примеру, использовались сужающиеся к базе колонны, хотя именно здесь концентрируется максимальная нагрузка, и площадь опирания должна быть большой.
Те успехи, которых достигли египтяне в своем ордере, были переняты и доработаны в Древней Греции и Древнем Риме.
Рисунок 1. Формирование системы египетского ордера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стоечно-балочная система
Для современного человека остается загадкой, как могли возводиться настолько грандиозные и искусные сооружения в те времена, когда отсутствовали какая-либо грузоподъемная техника, методики расчета и современные материалы. Единственным подлинным источником знаний остаются материалы раскопок и исследований. Согласно установленным данным кладка велась из блоков, которые не сцеплялись раствором, а подгонялись друг к другу максимально точно. Чтобы возвести колонны использовался весьма трудоемкий способ, который предполагал заполнение проемов между колоннами бутовым камнем, по мере роста колонн увеличивался и ряд камня, так выполнялись базы, колонны, капители, а затем и балки. Остатки бутового камня были найден во дворе храма Амона. Бутовые заполнители удаляли после завершения работ, а для росписи использовали легкие временные леса. Для перемещения блоков использовались первые подъемные машины.
Рассмотрим развитие ордера в различные эпохи:
- в Древнем царстве колонны еще были соединены со стенами, повторялись формы, которые применялись в дереве и кирпиче. Для этого этапа наиболее характерны стремление к правильной геометрии;
- в эпоху Среднего царства стоечно-балочная система преодолевает массивность и становится более легкой, используются круглые колонны. Колонны широко применялись при строительстве, храмы отличались монументальностью, появляется более сложные планировка, колонны ставят в несколько рядов. Именно в этот период формируются основные типы колонн, применяемых в Египте (пальмовидные, папирусовидные, композитные, лотосовидные, гаторические);
- в период Нового царства главенствующим стал принцип воспроизведения в камне природных элементов, ордер наращивает декоративность, складывается окончательная планировка храма, которая включала обелиски перед входом, пилоны, открытый внутренний двор, многоколонный зал, святилище и служебные пространства.