Проекты в строительстве
Строительство является одной из первых отраслей, в которых проектный подход стал применяться повсеместно и так продолжается по сей день,
Обучение и рабочая практика архитектора связаны с бесконечными проектами, однако в последнее время само слово проект стало настолько универсальным и повсеместно применимым, что его границы и суть стали размытыми, в частности, под проектом понимается:
- некий объект, который подлежит проектированию;
- некий процесс, к примеру разработка программного обеспечения, утилиты, дополнительных функций;
- комплекс из нескольких объектов, расположенных на одной территории и т. д.
Проект может быть связан с образованием сотрудников (к примеру повышением их квалификации), с выполнением ими своих прямых рабочих обязанностей (разработкой стадий «Эскиз», «Проект» и «Рабочая документация»), с небольшими рабочими задачами (например, конкурс на лучший проект перепланировки офиса). Масштабы проектов могут варьироваться от весьма скромных до глобальных, количество привлеченных в них сотрудников варьируется от 1-2 человек до всего персонала.
Проектный подход очень удобен в строительстве, поскольку позволяет четко обозначит объект и связанные с ним задачи. Проектов может быть несколько одновременно, либо в период затишья между проектами образуется простой в работе.
Команда проекта также подбирается под цели, она может быть временной, если на решение задачи нужно выделить определенные ресурсы в короткий срок, или же, наоборот, проекты могут реализовывать уже «сыгранные» команды.
Организация проектной деятельности осуществляется менеджером проекта, который координирует работу на всех этапах, обеспечивает постоянную связь между командой и заказчиком и активно согласует вопросы, требующие незамедлительных решений. Во многих организациях роль менеджера проекта выполняют ГИПы, что отнимает много времени и сил.
Рисунок 1. Управление проектами. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эффективное управление проектами в строительстве
Основные принципы эффективного управления в строительстве:
- управление начинается с организации совместной работы команды и связи с заказчиком. У каждого члена команды должен быть доступ к актуальным, достоверным и полным данным, касающимся проекта. Сегодня практически все организации перешли на использование программного обеспечения при проектировании, что упрощает совместную работу. Актуальная версия модели или чертежа постоянно обновляется во время работы и доступ к ней открыт всем разработчиком, по журналу изменений они могут оценить какие действия были выполнены после последнего сохранения;
- также важно объективно и трезво оценить сроки проектирования и разбить работу на этапы. К примеру, если на проектирование жилого дома выделено 4 месяца, то эскизы планировочных решений должны быть через 2 недели, стадия АР через 1,5 месяца, конструктивные решения через 2 месяца и так далее. Внутри каждый этап делится на подзадачи со своими дедлайнами. За выполнением сроков следит менеджер проекта. В его обязанности входит своевременное выявление отклонений от намеченного хода событий;
- во время проектирования возникает множество больших и маленьких вопросов требующих совместных решений, для проработки подобных вопросов необходимы рабочие совещания, на которых принятые решения закрепляются в протоколе. Если изменения глобальны, то меняется техническое задание к проекту. Важно, чтобы все документы соответствовали друг другу, одна из самых распространенных ошибок связана с тем, что не вся информация об изменениях доводится до исполнителей, и они работают с устаревшими данными;
- эффективное управление не может осуществляться без контроля. Контроль ведется многоступенчато, его осуществлет не только менеджер проекта, но и заказчик, директор и экспертиза.
БИМ-модели и БИМ-проектирование позволяют организовать совместную работу всех вовлеченных в проект сторон. Заказчику проще воспринимать модель здания в объеме, чем на плоских чертежах, насыщенных специфической информацией.
От эффективного управления напрямую зависит срок выполнения проекта, команда должна точно значит что делать, у всех участников должны быть четкие указания относительно того, какую задачу они выполняют.