Краткая биография
Ээро Сааринен родился 20 августа 1910 года в Финляндии в семье известного финского архитектора Элиеля Сааринена. В 1923 году семья Сааринена переехала в США. Проживание в этой стране наложило отпечаток на творчество Ээро Сааринена.
Благодаря творческой архитектурной деятельности отца, Ээро Сааринен с детства привлекался к проектированию. Его мать была скульптором, поэтому в душе мальчика постоянно шла конфронтация между влечениями к скульптуре и архитектуре. Ээро Сааринен в 1929 году решает стать скульптором и отправляется в Париж для обучения. Через год Ээро меняет свое решение и поступает в Йельский университет в США на факультет архитектуры, однако увлечение скульптурой в будущем оказывало влияние на концепцию формообразования Ээро Сааринена.
После окончания университета в 1934 году Сааринен уезжает в Европу на два года, где знакомится с основными архитектурными направлениями того времени. В европейской архитектуре Сааринен открывает для себя новые веяния, но очень сочетающиеся с отцовскими эклектическими принципами в архитектура США, считавшимися ранее вершиной новаторства. Поэтому в США Ээро вернулся убежденным сторонником функционализма, который во второй половине 30-х годов XX века постепенно проникает и в американскую архитектуру.
Функционализм – направление в архитектуре XX века, основной характеристикой которого является строгое соответствие зданий процессам (функциям), протекающим в них.
По возвращении Ээро был принят в мастерскую отца и был вынужден учитывать творческую направленность проектов, находящихся в работе. Во всех совместных с отцом проектах наблюдались следы творчества Сааринена-старшего. Надо сказать, что молодой Сааринен намеренно подавлял в себе симпатии к новейшей европейской архитектуре, это было вызвано чрезвычайным уважением к творчеству Элиеля Сааринена, ведь основой для него по-прежнему являлась финская архитектура начала XX века.
После смерти отца Сааринен резко меняет направленность архитектурной мастерской. Одним из самых известных проектов этого периода можно назвать ансамбль зданий технического центра «Дженерал-моторс». В прессе он получил название «промышленного Версаля».
Ко второй половине 50-х годов XX века Сааринен становится одним из ведущих специалистов в области новой американской архитектуры. Посредством изложений своих теоретических позиций в статьях и выступлениях, Сааринен привлекает внимание ко многим архитектурным проблемам. Особое значение он придавал эмоционально-психологической составляющей архитектуры городов, а также возможностям использования традиционных форм в архитектуре.
Помимо архитектурных проектов Ээро Сааринен занимался дизайнерскими разработками. Под его авторством выпускались такие предметы мебели, как:
- стул-тюльпан;
- кресло-чрево;
- стул-кузнечик.
Скончался Ээро Сааринен в 1961 году.
Основные тенденции в архитектурном творчестве
Примечательно, что Ээро Сааринен отдал дань своеобразному «неоакадемизму» при строительстве зданий американских посольств в Лондоне и Осло. Следует упомянуть и жилой комплекс Йельского университета, который является ярким примером оригинального творческого внедрения готики. Специалистами отмечается также органично оправданное применение криволинейных покрытий для аэровокзала в Вашингтоне.
Не без участия Ээро Сааринена в архитектуре к 1960-м годам прослеживается постепенный отказ от легких стеклянных призм, складываются предпосылки к применению более устойчивых форм к колебаниям моды. Очевидны также желания специалистов применить в этих сооружениях испытанные вечные материалы для придания зданиям более солидного облика. Такие отдельные, еще только намечавшиеся, новые черты деловой архитектуры проявились, например, при строительстве здания для компании «Колумбия Бродкастинг» в Нью-Йорке.
Рисунок 1. Арка в Сент-Луисе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Выдающиеся сооружения Ээро Сааринена
За свою жизнь Ээро Сааринен создал множество выдающихся проектов в архитектурной и дизайнерской области, которые вошли в золотой фонд культурного наследия XX века. Перечислим некоторые из них:
- Арка в Сент-Луисе, США. Этот мемориал был запроектирован Ээро Саариненом в 1947 году, он является частью Джефферсоновского национального экспансиального мемориала, а также визитной карточкой Сент-Луиса, штат Миссури;
- терминал авиакомпании TWA, США. Это здание можно назвать настоящим возрождением экспрессионизма в архитектуре. Здание состоит из изгибов, обтекаемых форм и плавных переходов одного в другое. Создается впечатление, что сооружение будто парит над землей. Действительно, здание внешне напоминает гигантскую птицу, размахивающую крыльями;
- Мемориальный Центр Второй Мировой войны, США. Ээро Сааринен является архитектором одного из трех зданий комплекса, возведенных в разное время. Этот проект разработан под большим влиянием архитектуры модерна;
- Международный аэропорт Вашингтон Даллес, США. Конструкции здания терминала и диспетчерскую вышку Сааринен считал одними из лучших творений в своей жизни. Изогнутая крыша, создающая эффект полета имеет стеклянные и бетонные опоры. В 1966 году проект получил первую премию Американского института архитекторов;
- каток «Йельский кит», США. Строительство этого катка для Йельского университета обошлось в 1,5 миллиона долларов, что в два раза больше первоначальной сметной стоимости проекта. Однако в этом здании были применены инновационные конструктивные схемы, например, 90-метровая железобетонная арка для формирования оболочки-кровли двоякой кривизны;
- северная христианская церковь в Коламбусе, США. Этот проект был последним в жизни Ээро Сааринена. Это сооружение было достроено уже после смерти архитектора. Особенностью этого здания является 59-метровый шпиль и шестиугольная форма в плане. Под шпилем в главном зале церкви располагается световой люк, предназначенный для освещения алтаря. Места для посетителей размещены по принципу амфитеатра, посредством разделения помещения на секторы.
Рисунок 2. Церковь в Коламбусе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ