Джон Соун
Джон Соун (1753 – 1837) – английский архитектор-палладианец, один из ярчайших представителей классицизма в английской архитектуре.
Отличительными чертами зданий Соуна можно назвать:
- чистые линии;
- простые объемы;
- детализации;
- умелое использование пропорций и источников света.
Самой известной работой архитектора считается здание банка Англии в Сити. Соун родился 10 сентября 1753 года в семье каменотеса в небольшом городке Горинг-на-Темзе (графство Оксфордшир). Образование Джон Соун получил в соседней провинции Рединг. Архитектурному мастерству его обучали английские архитекторы: сначала Джордж Данс младший, затем – Генри Холленд. Интересно, что Соун совмещал занятия по архитектуре с обучением в Королевской Академии художеств, куда поступил в 1771 году.
Рисунок 1. Банк Англии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
За период обучения в Королевской Академии Джон Соун получил несколько знаков отличия: серебряную медаль за работу над профилем Банкетного дома на Уайтхолл (1776), золотую медаль за архитектурный проект триумфальной арки (1776), стипендию на поездку в Италию (1777), где Соун пробыл три года (по большей части он исследовал Римские постройки). В Италии Соун изучил множество античных памятников и занимался разработкой дизайн-проектов для общественных зданий. Поскольку для Соуна работы в Италии было довольно мало, он решил вернуться на родину и поселиться в Восточной Англии. В 1784 году Соун женился, у него родилось два сына.
В 1788 году Джон Соун занимает место умершего архитектора Банка Англии Роберта Тейлора. Как уже отмечалось выше, именно этот проект принес Соуну известность. Надо сказать, что задача, стоявшая перед зодчим, стояла довольно сложна: необходимо было не просто реконструировать Банк, но и расширить здание. Соун нашел весьма интересное решение этого вопроса: он применил форму и пропорции коринфских колонн, подобных колоннам в храме Сивиллы в Тиволи (правда, само здание имеет с ним мало общего). Личные знакомства, появившиеся благодаря работе над проектом Банка, сделали Джона Соуна известной лондонской персоной. В 1795 году Соуну присвоили звание академика художеств, а в 1802 – полного королевского академика художеств. В 1806 году Джон Соун стал профессором архитектуры в Королевской академии художеств и оставался им до конца жизни. В 1814 году он получил работу в Столичном управлении строительством, где трудился до 1832 года. В 1831 году Джону Соуну пожаловали звание рыцаря.
Интересно, что Джон Соун помимо творческой деятельности занимался коллекционированием. Он собрал в своем доме большую коллекцию антикварных изделий, книг и произведений искусства. Джон Соун умер в 1837 году в Лондоне. Дом, в котором жил архитектор на Линкольнс-Инн-Филдс, в настоящее время является музеем. После строительства Банка Лондона Соун стал заниматься прибыльной архитектурной деятельностью не только в Лондоне, но и в пригороде, перестраивая и проектируя новые усадьбы для поместного дворянства. В 1789 году Соун разработал внешний облик пивоваренного завода и резиденции Уильяма Блэкалла. В 1791 году стал главным производителем работ в Сент-Джеймском дворце и Парламенте; в 1795 году занимал пост архитектора департамента лесного хозяйства.
Банк Англии
Как зодчий, Соун имел весьма скромные успехи и достижения до назначения его на должность главного архитектора Банка Англии. После назначения Джон Соун провел тщательное обследование здания и обнаружил множество повреждений разных несущих конструкций. Тогда он решил развернуть программу реконструкции здания, которая проходила с 1792 по 1800 гг. После этого, Соун начал вторую, более обширную программу по восстановлению декора. После завершения реконструкционных работ размеры здания увеличились почти вдвое.
В 1780 году толпа митингующих пыталась поджечь здание Банка, поэтому одной из главных задач архитектора было обеспечение безопасности. Новое здание следовало возводить по частям и при этом возводить дополнительные огнеупорные конструкции. Интересно, что ни одно из окон хранилищ и стратегически важных помещений не должно было выходить на улицу. Помимо прочего, в распоряжении архитектора была не самый удобный участок – он имел форму треугольника.
Как уже отмечалось выше, конструктивная составляющая была решена при помощи изобретательного использования римского коринфского ордера с каркасными куполами и верхним освещением. С другой стороны, Соун весьма свободно адаптировал греческий декор. В результате великолепные с эстетической и практической стороны залы. Однако, в связи со спецификой здания доступ к этим помещениям всегда был ограничен, что впоследствии негативно сказалось на состоянии несущих элементов.
Что касается наружных работ, то здесь наибольшую сложность представлял острый угол здания на пересечении Принцес-стрит и Лотбери. Архитектор экспериментировал над различными вариантами решения этой проблемы начиная с 1804 года. В конечном итоге он добился весьма изощренной композиции, названной впоследствии «Углом Тиволи». Это название связано с тем, что похожий коринфский ордер был использован в храме богини Весты в Тиволи. В этой конструкции угол был прикрыт частью храма, внутри которого были расположены две оригинальные колонны, которые с одной стороны создавали контраст, а с другой – максимально использовали эффект тени. На вершине конструкции покоится полугреческий саркофаг, имеющий прямоугольную вогнутую форму, которая словно противопоставляется изогнутым очертаниям под ним. Благодаря такой конструкции острый угол здания уже не казался изъяном, который пытались скрыть, а хорошо продуманной стороной проекта.