Известный соратник Петра I, который принимал участие во многих его реформах, а затем потерял доверие императора и попал в немилость, князь Александр Меншиков, построил свой дворец в Ораниенбауме еще до Петергофа, чем во многом обеспечил его развитие.
История дворца Петра III в Ораниенбауме
Антонио Ринальди, известный итальянский архитекторы, который работал и в России, служил придворным архитектором при Екатерине II. Многие свои постройки он реализовал именно в Ораниенбауме. До наших дней из них сохранился комплекс зданий, среди которых и Дворец Петра III, племянника Елизаветы Петровны и мужа Екатерины II.
Ораниенбаум своему племяннику и наследнику Елизавета пожаловала еще в 1743 году. Строительство новых зданий для будущего императора началось в 1759 году, первой была завершена потешная крепость, а позже и дворец. Ансамбль состоял из двухэтажного каменного дома и Почетных ворот крепости.
В отличие от огромных по размеру дворцов в Петергофе и Царском селе, дворец Петра III очень мал, дело в том, что он строился не для того, чтобы стать резиденцией, а скорее для коротких встреч или послеобеденного отдыха.
Несмотря на скромные размеры строительство длилось четыре года и при жизни Петра III дворец не был завершен. После того, как власть и трон захватила Екатерина II незавершенная отделка дворца была и вовсе заброшена, картины и ценности из него были вывезены. Вновь интерес к этому объекту возник лишь более, чем век спустя. Проект реконструкции подготовил архитектор Г. Прейс, согласно ему:
- меняется назначение дворца, он становится охотничьим домиком;
- руинируются остатки потешной крепости:
- выполняется замена устаревшего паркетного пола;
- выполняется замена отделочных материалов в интерьере.
Рисунок 1. Дворец Петра III в осеннем пейзаже. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
После революции дворец Петра III оказывается на балансе у Лесного техникума. Именно в это время в здании был устроен зоопарк. Арендаторы покинули дворец в 1940 году.
В годы Великой Отечественной войны фашисты не тронули Ораниенбаум. Единственное повреждение в эти годы было вызвано попавшим в камин снарядом. Уцелели хранившиеся во дворце экспонаты Китайского дворца, пострадал лишь сам лепной камин.
Архитектура дворца Петра III в Ораниенбауме
По своей типологии дворец больше походил на павильон, поэтому необычны и его объемно-пространственные решения. Почти квадратное в плане здание имеет один срезанный по дуге угол, который является главным фасадом. Увидеть дворец благодаря такой планировке можно с трех сторон. Отчасти этот разворот на три стороны визуально увеличивает сам дворец в размерах.
Здание разделено на два этажа. На первом расположены служебные помещения, на втором парадные. Первый этаж декорирован рустованными горизонтальными полосам, которые создают ощущение приземленности. В архитектуре второго этажа преобладают вертикали.
На втором этаже размещены шесть парадных помещений:
- картинный зал;
- передняя;
- буфетная;
- спальня;
- будуар;
- кабинет.
Все помещения очень небольшие, расположены обособленно. Несмотря на компактность планировки приватные помещения (спальня и будуар) обособлены от прочих.
Уникальность дворца заключается еще и в том, что он является первой самостоятельной работой Антонио Ринальди.
Рисунок 2. Дворец Петра III в Ораниенбауме. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для того, чтобы подчеркнуть высокий статус владельца дворца в его отделке использовался лепной декор в технике намазной лепки. Эти элементы дошли до наших дней. Так как здание выполнено в стиле рококо, то и внутри его присутствуют характерные элементы этого стиля, а также знаменитый «цветок Ринальди».
Потолок будуара отличается от прочих, на нем выполнена сюжетная лепка, в основу которой лег поединок гусар. Эта тема была выбрана из-за любви Петра во всему военному.
В качестве отделки Ринальди выбрал ткани, щелком закрыты стены в спальне, буфете и передней комнате. К сожалению, ткани недолговечны, и их заменили при реконструкции в 19 веке.
Картинная галерея была оформлена в характерной для того времени манере – шпалерной развеске. Картины объединялись по колористическому решению. Развеска была выполнена Я. Штелином и Л. Пфиндцельтом. После октябрьского переворота картины были вывезены в Эрмитаж.
Шпалерная развеска – это тип размещения полотен на стене, при котором между полотнами нет пробелов, их разделяют лишь багетные рамы
Во время реставрации в 19 веке Картинный зал был декорирован живописными обоями, шпалерная развеска была возвращена лишь в 1962 году.