Римский театр
Театр (в переводе с греческого – место для зрелищ) – это зрелищный вид искусства, который представляет собой синтез различных искусств (например, литературы, музыки и вокала).
Римский театр был сформирован по подобию греческих театров, хотя и в некоторых аспектах отличался от него. Места для зрителей внутри театров занимали не больше полукруга и заканчивались в направлении к сцене по линии, параллельной последней. Сцена римского театра в два раза больше, чем в греческом, лестницы ведут с мест для зрителей на сцену, чего также не было в греческом. Глубина орхестры значительно меньше, при той же её ширине; входы в орхестру меньше; сцена расположена ближе к центру.
Рисунок 1. Древнеримский театр. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все вышеизложенные отличия можно наблюдать на развалинах римских театров, из которых в наилучшем состоянии сохранились:
- театр в Аспенде;
- театр в Турции;
- театр в Оранже во Франции.
Архитектура театров
Витрувий в своем трактате об архитектуре дает точное описание плана и конструкций древнеримских театров. Он как бы классифицирует их по ряду признаков, вследствие чего возникают два совершенно независимых типа сооружений. Некоторые отклонения древнеримских театров от древнегреческих объясняются сокращением, либо полным упразднением роли хора. В этой связи орхестра делится на две части. Примечательно, что подобные тенденции намечались и в конструкциях некоторых греческих театров, но у римлян подобные изменения получили законченное развитие.
Римский театр, как и греческий, предусматривал расположение пространства для зрителей в зависимости от основного круга и вписанной фигуры. В качестве основной фигуры римских театров принималось четыре равносторонних треугольника с вершинами на равных расстояниях одна от другой. Нижние края являлись местами для зрителей и всегда располагались параллельно сцене. Верхняя дуга основного круга образовывала границу пространства для зрителей. Это пространство делилось на клинья при помощи лестниц по радиусам.
Как уже отмечалось выше, римский театр имеет несколько уменьшенную орхестру в сравнении с греческим. Здесь располагались места для сенаторов. Сцена была расширена, поскольку предназначалась не только для актеров, но и для всех художников. Согласно Витрувию, римская сцена гораздо ниже греческой (под греческой он подразумевает просцений). Максимальная высота римской сцены составляет 5 футов, греческой – 10-12 футов.
Следует заметить, что по образцу римских театров были перестроены некоторые греческие.
Еще одним важным римским нововведением в области строительства театров стала кровля. Она соединяла здание сцены и зрительское пространство в единый, цельный объем. Машины и сценические костюмы в римских театрах были преимущественно теми же, что и в греческих. Занавес опускался перед началом представления под сцену и поднимался снова по окончании. Различные театральные постановки украшали собой ежегодные праздники и давались также по случаю важнейших государственных событий (например, во время триумфов).
Рисунок 2. Театр в Остии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Одним из самых известных театральных построек древнего Рима является театр в Остии (II век нашей эры). За сценой этого театра раскинулась просторная площадь, на которой в древние времена располагались представительства навигационных и торговых компаний. Здесь зритель мог воочию увидеть театральный комплекс, наглядно иллюстрирующий развитую экономическую и культурную структуру Рима. В 90-е годы XX века это каменное сооружение было отреставрировано и открыто для посетителей.
История древнеримского театра
Первые представления в Древнем Риме состоялись в 240 году до нашей эры, когда Ливнем Андроником были сочинены комедия и трагедия по греческим образцам. Первоначально эти представления создавались для общегородских игр, впоследствии подобные постановки приобрели более самостоятельный характер. Надо сказать, что в Древнем Риме статус театра не был столь значимым, как в Греции, - главным его аспектом стала зрелищность, при этом римские специалисты частично заимствовали и использовали готовые формы, которые ранее были созданы греками.
История появления театра в Риме основывалась также и на религиозных и обрядовых играх, которые помимо представлений сопровождались элементами карнавала. Одним из наиболее масштабных представлений являлся Сатурналий (праздник в честь бога Сатурна). На празднике сбора урожая исполнялись специальные сатирические песни – фесцинины. Историки считают, что данные обрядовые игры были достаточно примитивным зрелищем, которое зародилось при родовом строе. За их основу были взяты мимические танцы этрусских плясунов, впоследствии к ним были добавлены диалоги и жестикуляция. Римская молодежь с большим интересом подражала актерам. В большинстве случаев характер действ был шуточным и язвительным, здесь высмеивались пороки богатых слоев населения, а также конкретные персоны. Впоследствии римским правительством было запрещено высмеивать конкретных представителей знати.
Что касается трагедии, то она с трудом приживалась на римской земле. Первое время переводили произведения известных греческих авторов, адаптируя их для римского зрителя. Римская мифология не представляла столь высокого интереса для граждан, поскольку мифы здесь интерпретировались как мелодраматические сюжеты, что было весьма скучным для воинственной культуры римлян. Единственным действенным способом стимуляции интереса римских зрителей был пересказ и переделка греческих трагических сюжетов.