Франческо Борромини
Франческо Борромини (25 сентября 1599 – 2 августа 1667) – это великий итальянский архитектор, работавший в Риме. Является наиболее радикальным представителем раннего барокко.
Борромини родился в семье каменотёса. С 1619 года работал в мастерской Карло Мадерно, своего дальнего родственника. После смерти Мадерно Борромини присоединился к архитектурной группе Джованни Бернини, которая занималась возведением палаццо Барберини.
Рисунок 1. Палаццо Барберини. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В последующие годы работал в Риме в постоянной вражде с Бернини за папское внимание. Среди его творческих предпочтений следует отметить неприязнь к прямым линиям, изобилие затейливых деталей и усложненная планировка помещений с кардинальными перепадами уровней. Круглым деталям Борромини предпочитал эллипсоидные. После завершения капеллы Фальконьери в церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини Франческо Борромини жаловался на плохое самочувствие. В июле 1667 года архитектор заперся у себя дома, сжег рукописи и покончил с собой.
Среди наиболее известных сооружений Борромини можно выделить:
- Палаццо Барберини (1631);
- Собор Святого Петра (1633);
- Собор Святого Иоанна Лютеранского (1650);
- Сан-Джованни-деи-Фиорентини.
Динамический стиль
Франческо Борромини дал архитектурному миру новое понимание внутреннего пространства. Этот изобретательный специалист был одним из самых талантливых учеников Карло Мадерны. Борромини по праву считается архитектором, внесшим огромный вклад в развитие стиля барокко. На основе индивидуальных планировочных решений Франческо Борромини создал сложную пространственную систему, появление которой, собственно, и ознаменовало возникновение нового динамического направления.
Борромини усовершенствовал стиль настолько, что зритель начинал чувствовать максимальную динамичность и экспрессивность форм здания. Он отличался от Бернини и множества ему современных архитекторов тем, что создавал свои архитектурные формы, основываясь на геометрических фигурах или модулях, а не на пропорциях человеческого тела. В это плане наиболее характерна его небольшая постройка – церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (Рим).
Как уже отмечалось выше, в определенный период своей жизни архитектор сотрудничал с Джованни Бернини при возведении палаццо Барберини. Помимо этого, Борромини создал великолепный бронзовый балдахин в соборе Святого Петра в Риме. Франческо Борромини принимал участие в возведении палаццо Памфили на площади Навона (работал в команде с Джироламо Райнальди).
Рисунок 2. Собор Святого Петра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Надо сказать, что Борромини обогатил архитектуру барокко множеством оригинальных идей – в его сооружениях наблюдались различные приемы и архитектурно-пластические средства, главная цель которых была в индивидуализации конкретного здания и его фасада. Архитектор любил изгибать и поворачивать в разные стороны поверхности стен. Нередко эти выпуклые и вогнутые детали были более энергичными, иногда манерно вялы, но во всех случаях они были чрезвычайно пластически выразительны. Многое здесь строилось на контрастах, внесении в архитектурную составляющую сочных деталей.
Во всех зданиях архитектора большая часть конструкций атектонична и деконструктивна, однако, это всегда уравновешивалось декоративным и пластическим эффектом. Работая на строительстве таких церквей, как Сапт Иво де Сапиенциа и Сан-Джованни ин Латрано Борромини проявлял невиданную активность и трудолюбие.
Дальнейшая судьба динамического барокко
Одновременно с проектированием церкви Сан Карло Франческо Борромини занимался возведением Оратория Филиппо Нери. Руководство ораторианского братства доверило архитектору строительство молельни Святого Филиппо Нери, ризницы, библиотеки, а также некоторых вспомогательных сооружений, которые должны были примыкать к существующей церкви. Фасад молельни, созданный архитектором, сочетал в себе некоторые особенности римских палаццо (например, чередование пилястр и игру оконных и дверных проемов) с традиционными церковными мотивами (фигурный фронтон в виде арки). Поверхность кирпичной кладки здания вогнута, пилястры поставлены под углом. Создается впечатление, что ни одна из конструктивных частей здания не воспринимает никакой нагрузки. Антаблемент нижнего яруса прорезан треугольными фронтонами окон. Вогнутый фасад представлен приветственным жестом протянутых рук: центральный модуль здесь выполнял роль плеч, а двухкомпонентные боковые корпуса были своеобразными «руками».
Вершиной творчества Борромини называют церковь Сант Иво делла Сапиенца. Здание характеризуется куполом и необычным сводом, гармонично вписанными в архитектурный ансамбль в стиле Ренессанс. План здания был основан на любимых мотивах архитектора – шестиконечной звезде. План часовни почти не поддавался пониманию в сложном сочетании перегородок, он раскрывается лишь благодаря освещению: его создает естественный свет, отражающийся от мощной карнизной конструкции, бегущей вдоль основания купола.
В период с 1653 по 1655 гг. Франческо Борромини занимался возведением величественного фасада церкви Сант Аньезе (Рим), которая располагалась в центре архитектурного ансамбля, замыкающего овал пьяцца Навона.
Одно из последних сооружений архитектора – коллеж Распространения Веры (Рим). Скрещенные конструкции нервюр в верхней части главного помещения создают иллюзию, что интерьер оформлен в готическом духе. Устремление ввысь, характерное для этого здания, подчеркивалось здесь прерыванием антаблемента и причудливыми выступами на фасаде. Карниз образовывал единую горизонтальную линию по контуру.
Динамическое барокко довольно быстро достигло вершины своего развития и уже к концу XVII века пришло в упадок. В этот период центр динамического барокко переместился из Рима в северную часть Италии.