В Санкт-Петербурге и его окрестностях можно увидеть большое количество фонтанов, которые были спроектированы и построены еще во времена Петра I. Вопросами проектирования этих сложных гидравлических систем сперва занимались отдельные инженеры, а позже был создан Комитет гидравлических работ в Петербурге.
Деятельность Комитета гидравлических работ в Петербурге
Одним из любимых дворцов Петра был Петергоф, в этом уникальном дворцово-парковом комплексе была реализована давняя мечта императора - сложная система фонтанов и каскадов, которые восхищают своей красотой и великолепием. Несмотря на то, что участок и так идеально подходил под требования проекта, проводилась колоссальная инженерная подготовка территории. Эти работы велись еще в начале 18 века специально приглашенными инженерами.
А первый градостроительный орган, регулирующий работы каналов, мостов появился в 1816 году. Его появление связано с большими работами по реконструкции центральной части города и созданием ансамбля площадей.
Комитет строений и гидравлический работ выполнял две основные задачи:
- осуществлял регулирование застройки улиц и площадей;
- осуществлял проектирование каналов и мостов.
Так в течение долгих лет комитет рассматривал и утверждал проекты общественных и частных зданий Санкт-Петербурга. Помимо основного названия комитета в литературе можно встретить и его вариации, к примеру «Комитет для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ».
Работали в комитете лучшие специалисты в инженерном деле того времени, а также выдающиеся архитекторы, такие как К. Росси, В. Стасов, А. Михайлов, А. Модюи и другие.
Многие проекты, создававшиеся комитетом, были продуктом коллективного творчества всех его участников. Помимо регулирования строительной деятельности комитет разрабатывал и нормы проектирования. Одной из первых появилась работа, посвященная проектам каменных и деревянных строений.
Комитет обладал широкими полномочиями и во многом определял облик и структуру города, в его задачи входило регламентирование места построек, согласование характера фасадов, определение «красных линий» застройки. Так как ансамбль центральной части создавался разными архитекторам, то с помощью комитета обеспечивалось единство композиции.
Красная линия - это линия, обозначающая границу территории.
В целом в начале и середине 19 века происходит углубление специализации профессии строителя и архитектора. Отчасти меняется и структура проектирования, уже на стадии проекта вычерчиваются детализированные фасады и планы, содержащие основные решения. На стадии строительства архитектор выполняет в основном надзорные функции.
Первый председатель комитета А. Бетанкур
Августин Августович Бетанкур был выдающимся государственным деятелем, ученым, инженером-механиком, архитектором и строителем. Августин де Бетанкур-и-Молина родился в Испании, на Канарских островах. Он получил блестящее образование во Франции, а затем правительство Испании отправило его изучать судоходство в страны Западной Европы. Первые проекты Бетанкур выполняет в Испании, на него было возложено создание оптического телеграфа между двумя городами и организация корпуса инженеров путей сообщения. Родину Бетанкуру пришлось покинуть из-за начавшихся в стране беспорядков, сначала он уехал в Париж, в 1808 году в Россию. Именно в России Бетанкур получил возможность применить на практике все полученные знания, он:
- занимался преобразованием Тульского оружейного завода;
- участвовал в строительстве пушечного литейного дома в Казани;
- занимался улучшением машин Александровском мануфактуры;
- разработал проект здания Экспедиции заготовления государственных бумаг и большую часть машин, работавших в здании;
- разработал проект Гостиного двора Нижегородской ярмарки;
- участвовал в строительстве первого моста через Неву и обустройстве набережной;
- участвовал в строительстве Исаакиевского собора.
Рисунок 1. Августин Августович Бетанкур, первый председатель Комитета по строениям и гидравлическим работам. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В 1816 году по приказу императора Александра I Бетанкур становится председателем Комитета строений и гидравлически работ.
По инициативе Бетанкура был организован Институт Корпуса инженеров путей сообщения, открытый в 1810. Это стало важным этапом в развитии инженерного образования в России.
Бетанкур умер в Петербурге и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.