История Центрального Московского ипподрома
Первый в России ипподром был основан в Москве, в 1834 году
Первый рысистый бег состоялся в августе 1834 года на Ходынском поле и с этой даты начинает отсчет своей истории ипподром в Москве. Тогда в бегах участвовало всего 12 лошадей.
Постепенно началось строительство зданий и сооружений для увеличения зрелищности. Первой построили Беговую беседку, архитекторами ее были И.Т. Барютин и С.Ф. Кулагин.
Башни ипподрома венчали две конные квадриги.
На время гражданской войны ипподром был закрыт, а его территория использовалась для военной подготовки. Большевики считали скачки спортом аристократии. Вновь ипподром возобновил свою деятельность лишь в 1920-е. В 1921 году в забегах принимали участие 163 лошади, а к 1929 году их количество превысило 1000.
В 1930 г. было принято решение объединить два ипподрома - скаковой и рысистый, проект разработали Жолтовский, Скокан и Воскресенский.
На протяжении 13 лет с 1970 года по 1983 год, на ипподроме было установлено пятьдесят рекордов всесоюзного масштаба.
Ипподром работает и сегодня, на нем проводятся забеги рысаков.
К самым престижным призам относятся:
- приз Барса;
- Большой Всероссийский приз;
- Большой Открытый приз;
- приз «Русский аргамак».
Аргамак – это лошадь восточной породы.
Рисунок 1. Монументальная входная группа Московского Ипподрома по проекту Жолтовского. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектура Центрального Московского ипподрома
Самым значительным с точки зрения архитектуры является здание Московского ипподрома по проекту Жолтовского. Два здания, Дом Скакового сообщества и ипподром, расположены рядом, оба проекта выполнены Жолтовским, один в начале карьеры, а второй на закате.
Проект нового ипподрома появился из-за того, что старое здание было сильно повреждено пожаром. Архитекторы выполняли перестройку, которая растянулась на 6 долгих лет. В результате появилось здание, пропитанное духом сталинской архитектуры, монументальное, величественное и устремленное вверх.
Фасад украшают изящная башня и портик с колоннадой. Оформление портика производит великолепное впечатление, на нем нашлось место и для колонн с пышными капителями, и для горельефов и барельефов, и для медальонов и пентаграмм.
Венчает портик квадрига, запряженная четырьмя лошадьми.
При ближайшем рассмотрении можно различить на горельефах сцены из жизни обычных граждан СССР.
К числу заядлых любителей скачек, посещавших этот ипподром, относятся:
- В. Макяовский;
- С. Буденый;
- Василий Сталин;
- Н. Асеев и другие.
Сегодня ипподром нуждается в реконструкции. Невосполнимой потерей будет утрата столь значительного и монументального сооружения, которое в свое время являлось символом новой Москвы, столицы страны-победительницы.
Рисунок 2. Вид на трибуны московского ипподрома. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На территории ипподрома в конца 19 века работал тотализатор. В местной газете был описан случай, как гимназист случайно поставил на первый попавшийся номер и стал обладателем огромной по тем меркам суммы. Желание быстрой наживы и легких денег в момент овладело толпой, и тотализатор стал излюбленным местом москвичей и гостей столицы. На комиссии от тотализатора зарабатывали и сами общества скаковых и беговых лошадей, а также осуществлялась помощь и другим организациям. Тотализатор официально существовал и в советское время, это было единственное в столице в место, где можно было легально играть в азартные игры. Интересный факт касается времени реконструкции ипподрома, когда тотализатор был закрыт, но его завсегдатаям отчаянно не хватало острых ощущений, поэтому они проводили «гонки трамваев» и ставили на то, какой трамвай первым покинет депо. Позже с тотализатором боролись, он приобрел подпольный и неофициальный формат, но не исчез.
В советское время в конный спорт пришли и женщины, к примеру Валентина Догадина стала единственной женщиной-жокеем в СССР
Стоит отметить и то, что не всегда ипподром использовался по назначению, на нем проводились запуски воздушных шаров, а также показательные полеты на аэроплане.
Внимание к конном спорту в последние годы держится на достаточно высоком уровне, поэтому еще есть надежда на ювелирную и бережную реконструкцию объекта культурного наследия.