Башнеообразные храмы
Церковная архитектура приставляет собой один из самых интересных для изучения предметов, так как она полна уникальных традиций, которые своими корнями уходят в глубь веков.
Традиционной формой для русский храмов всегда была крестово-купольная. Но с середины двенадцатого века формируется особое направление, которое представлено стопообразными храмами высотной ориентации. Башнеобразные храмы строились одноглавыми и размещались у небольших площадей.
Первыми начали применять и разрабатывать систему башнеобразного храма зодчие Полоцка. Далее архитектурные приемы полоцких мастеров были переняты зодчими из других городов.
Поиск новых форм отчасти был связан с формированием собственного пути и отходом от византийских канонов, которые не в полной мере отвечали русской эстетике. Коренная переработка чужеземных традиций и создание самостоятельной формы национальной архитектуры привели к появлению башнеобразных храмов, которые имеют следующие характеристики:
- композиции свойственная устремленность вверх за счет применения ступеней и ярусов;
- фасады имеют вертикальные членения;
- каменная резьба на фасадах;
- преобладание высоты над шириной и длиной здания;
- движение снизу вверх;
- аркатура расположена по барабану;
- крестообразная композиция и пирамидальность;
- трехлопастные завершения;
- профилированные лопатки на углах.
Аркатура – это ряд ложных арок на фасаде здания или внутри помещений, который образуется путем наложения повторяющихся элементов на плоскость стены. Аркатура использовалась как элемент в аркатурном поясе, аркатурном фризе и аркатурно-колончатом поясе.
Рисунок 1. Пример башнеобразного храма – церковь Параскевы Пятницы в Чернигове. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Башнеобразные храмы XII – начала XIII веков
К числу наиболее известных башнеобразных храмов данного периода относятся:
- Спасо-Преображенский собор в Полоцке, а также собор Бельчицкого монастыря в Полоцке. Церковь в Полоцком детинце не дошла до наших дней;
- четырехстолпная церковь Пятницы была построена на Торгу в 1207 году, ступенчатый характер создавался тремя высокими двухэтажными притворами и высокой башней К сожалению верхняя часть была утрачена.
- дворцовый Храм архангела Михаила, был построен полоцким зодчим в Смоленске (Свирская церковь), он сохранился до наших дней. Центральная часть церкви высоко поднята. Доминирует на восточной стороне одна полукруглая апсида. Три стороны храма имеют входы. Северный и южный вход имеют самостоятельные апсиды. Ступенчатость создается на контрасте высокого центрального объема и низкого первого яруса. Вертикальные членения поддерживают устремленность вверх. Несмотря на активное строительство храмов, которое велось в Смоленске с 12 века вплоть до начала 13 века, Свирская церковь единственная дошла до наших дней. О других постройках можно судить лишь по археологическим раскопкам;
Рисунок 2. Собор Михаила Архангела В Смоленске (башнеобразный храм). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Башнеобразные храмы важный этап в истории русского зодчества, поскольку свидетельствуют об усилении позиций русских мастеров, которые перерабатывали византийские системы на отечественный лад. Отдельные элементы начали применять еще в 11 веке, но в полноценное направление школы оформились лишь к 12 веку. Несмотря на то, что новое направление сформировалось в Полоцке, по невыясненным причинам оно продолжилось в других городах и новые башнеобразные храмы появились в Смоленске, Чернигове, Новгороде.
Спустя столетия мы можем оценить значимость этого этапа и представить сложности, которые были связаны с совершенствованием и изменением сложившейся практики. Несмотря на развитие новых направлений большая часть храмов продолжала строиться по черниговскому типу храма. Но новые типологии говорят нам о том, что школы получили самостоятельное развитие и сформировали идеи, нашедшие спрос у заказчиков. В этот же период возводятся бесстолпные купольные церкви. Их характерной особенностью являлось отсутствие опор внутри храма. В крестово-купольной системе купол опирался на 4 или 6 колонн, а в бесстолпном храме они отсутствуют и образовывается единое пространство. Своды и купол держат наружные стены Внутреннее пространство бесстолпного храма обычно имеет простые прямоугольные очертания.