Бальдассаре Лонгена
Бальдассаре Лонгена (1596 – 1682) – итальянский архитектор XVII века, работавший главным образом в Венеции, где он создавал уникальные образцы венецианской архитектуры эпохи барокко.
Лонгена называют самым значительным архитектором венецианского барокко. На его творчество оказали влияние такие мастера, как:
- Винченцо Скамоцци;
- Джакопо Сансовино;
- Андреа Палладио.
Интересно, что Лонгена успешно применял в своем творчестве множество деталей, заимствованных из архитектуры итальянского Ренессанса. Одним из главных его произведений называют церковь Санта Мария делла Салюте. Здесь архитектор успешно обыграл наполнение пространства и расчленение фасада на отдельные фрагменты, которые оптически объединялись доминирующей конструкцией купола.
Рисунок 1. Санта-Мария делла Салюте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Лонгена не ориентировался, подобно своим современникам, на римское барокко. Он занимался созданием своего уникального венецианского стиля.
Бальдассаре Лонгена родился и умер в Венеции. Продолжал идеи Андреа Палладио. После смерти Винченцо Скамоцци в 1640 году Лонгена занимался завершением строительства здания Нового прокурата на площади Сан-Марко (автором проекта был Скамоцци).
Церковь Санта Мария делла Салюте, архитектором которой был Лонгена, является самым большим купольным сооружением Венеции. Главный портал здания напоминал величественную триумфальную арку. В связке с богатым скульптурным декорированием и мраморной поверхностью стен церковь производит впечатление сказочного и живописного сооружения.
Венецианское барокко Ка-Пезаро
Уникальный дворец Ка-Пезаро был построен во второй половине XVII века для знатной венецианской семьи Пезаро. Разработку проекта здания поручили одному из самых известных мастеров венецианского барокко – Бальдассаре Лонгена.
Рисунок 2. Ка-Пезаро. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Работы по возведению палаццо начались в 1659 году. Строительство было решено начать с той части здания, что выходила на сушу. Двор с великолепной лоджией был завершен к 1676 году. Однако, в 1682 году, когда фасад здания был почти завершен, Лонгена скончался и завершением проекта занимался уже другой архитектор – Антонио Гаспари (ученик Бальдассаре Лонгена). Гаспари завершил строительство дворца в 1710 году, руководствуясь первоначальными чертежами.
Множество деталей здания указывает на то, что Лонгена в период создания проекта Ка-Пезаро вдохновлялся творчеством Якопо Сансовино. Архитектор здесь использовал весьма смелые строительные приемы, благодаря которым современники получили гармоничное и роскошное сооружение.
Фасад палаццо, выходящий на Большой канал, имеет сложнейшую конструкцию. Он характеризуется монументальностью и прекрасным балансом ячеек-этажей. Благодаря такому приему у зрителя не создается ощущения излишней массивности фасада. Внешний вид здания дополняют львиные головы, расположенные на цоколе здания, головы титанов, также применяемые в качестве декоративных деталей, а также бриллиантовый руст первого яруса с двумя рядами окон.
Некоторые мотивы творчества Сансовино отчетливо прослеживаются в оформлении второго яруса здания. Для него характерен вполне регулярный ритм света и тени, который создается здесь за счет чередования колонн и глубоких арочных конструкций.
Второй и третий этажи сооружения привлекают зрителя галереями больших оконных проемов, которые украшены скульптурами путти и растительным орнаментом.
На протяжении долгого времени после завершения строительных работ палаццо Ка-Пезаро дополнялся и переделывался изнутри другими архитекторами. Внутри дворца сохранились уникальные фрески и росписи потолков кисти таких мастеров, как Франческо Тревизани, Джироламо Брусаферро и Николо Бамбини. В оформлении палаццо была и фреска Тьеполо, которая изображала Зефира и Флору (в 1935 году ее переместили в музей Венеции).
Согласно описям, проведенным в разные исторические эпохи, коллекция произведений искусства семьи Пезаро была еще более обширной, чем является на данный момент. Она включала в себя работы Тициана, Карпаччо, Тонторетто и многих других мастеров XVII – XVIII веков.
Дальнейшая судьба здания
После того, как со смертью последнего наследника прервалась династия Пезаро, дворец перешел к семейству Градениго, а после – к армянской общине, которая основала здесь колледж. Позднее дворец купила герцогиня Фелечита Бевиаква Ла Масса. Впоследствии именно она завещала сооружение Венеции с условием, чтобы здесь был основан музей.
Последняя воля герцогини была исполнена в 1902 году, когда городской совет Венеции распорядился разместить внутри палаццо коллекцию современного искусства, первый экземпляр которой был получен в 1897 году. Спустя несколько лет дворец начал активно использоваться для проведения выставок целого поколения молодых художников. Помимо этого, экспозиция пополнялась за счет многочисленных пожертвований и дарований. В число самых известных меценатов музея входят такие личности, как:
- барон Эдуардо Франкетти;
- князь Альберто Джованелли;
- барон Эрнст Сигера.
На протяжении всего XX века коллекция музея продолжала пополняться. Здесь появились работы более современных художников, например, Кандинского, Вильда, Шагала, Климта и т.д. В этой связи Ка-Пезаро стал заметной площадкой для выставок среди итальянских музеев национального масштаба. Этот почетный статус данный музей сохраняет до сегодняшнего дня.
Интересно, что помимо галереи современного искусства в Ка-Пезаро располагается восточный музей.