«Аркигрэм»
Стиль хай-тек появился в конце семидесятых годах прошлого века. Свое широкое применение он нашел уже в следующем десятилетии.
Историю развития стиля хай-тек невозможно рассказать без описания деятельности группы «Аркигрэм», которая стояла у истоков постмодернизма. Главными свойствами современной архитектуры аркигрэмовцы считали динамику, изменчивость и текучесть. Эта концепция сменила модернистские устои, предложив новые идеи «шагающего города», «плаг-ин сити» и прочие.
Если в модернизме была важна функция, то постмодернисты стремились развенчать нарочитую монументальность, стабильную форму. Место человека в архитектуре постмодернизма очень незначительно. Город становится не системой архитектуры, а набором ситуаций, объединяющих людей. Деятельность группы «Аркигрэм» имела большое значение, для постмодернизма, важность представляют и ее теоретические разработки, и развенчание устоев модернизма.
Разделение постмодернизма и модернизма очень условно. Многие исследователи называют хай-тек пиком модернизма, так как несмотря на все попытки высмеять и пародировать модернизм, творения в стиле хай-тек не нарушают традиций европейской архитектуры, они также удобны, функциональны и красивы.
Одним из первых проектов в стиле хай тек считается центр Помпиду в Париже, который построен по проекту Ричарда Роджерса и Ренцо Пиано. Вначале проект был встречен волной критики.
В Англии хай-тек здания появились в следующем десятилетии, что во многом связано с действовавшими в то время программами поддержки новых классицистов, чьи произведения больше импонировали принцу Чарльзу.
Хай тек делят на два периода:
- ранний хай-тек - с 1970 по 1980-е годы;
- поздний хай-тек - с 1980-х годов.
Рисунок 1. Концепции творческой группы «Аркигрэм». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В период позднего этапа хай-тек стал особо престижным. Крупнейшие коммерческие фирмы строили свои здания в стиле хай-тек. Главными архитекторами этого периода являются Норман Фостер, Ренцо Пиано, Ричард Роджерс, Джеймс Стерлинг.
Хай-тек в архитектуре
Основные черты хайтека:
- применение высоких технологий в проектировании, при строительстве и инженерии;
- в стиле хай-тек архитектор становится элитным профессионалом.
- применение прямых линий и простых форм;
- использование стекла, металла, бетона, пластика;
- вынесение функциональных элементов на фасады зданий;
- применение сложных схем освещения;
- применение серо-серебристых и металлических оттенков;
- упор на прагматизм при создании планировок.
В развитии хай-тека многие видят активное влияние высоких технологий, которое постепенно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Схожий процесс трансформации архитектуры происходил в эпоху промышленной революции в начале века, когда новые производственные цеха потребовали альтернативных решений, большепролетных пространств и применения новых материалов.
Хайтек по сравнению с тяжеловесными бетонными зданиями двадцатого века выглядит намного современней, но и эта современность иллюзорна. Наши потомки будут воспринимать это наследие с таким же пренебрежением, как мы смотрим на устаревшие огромные мониторы или телевизоры с кинескопами.
Технологичность новой архитектуры оказалась также быстро подвержена устареванию, как и сами технологии. То, что сегодня кажется трендовым, за время строительства здания оказывается уже массовым, а вскоре заменяется более современной технологией.
Так сооружения последних пятидесяти лет является одним из самых незащищенных с точки зрения закона. Эти здания еще не стали объектами культурного наследия, хотя за время их существования сменились уже два поколения. Снос зданий в стиле хай-тек будет мотивирован тем, что на их месте появится нечто более современное и актуальное, прибыльное, оригинальное, и в соответствии с ценностями современного поколения такая замена не будет рассматривать как утрата. На месте старых сооружений появятся новые, более технологичные, комфортабельные и рентабельные.
Утрата культурного слоя, созданного в период расцвета хай-тека, является вполне реальной перспективой на фоне быстрого роста городов. Более возрастные памятники в этом плане остаются неприкосновенными, пока не доживут свой век, а менее чем полувековые здания оценивается по другим критериям.