Малая авиация
Вопросы быстрого перемещения между регионами небольшого количества человек решает малая авиация.
К малой авиации относятся:
- вертолеты с максимальной взлетной массой 3100 кг;
- самолеты с максимальной взлетной массой 5700 кг.
- сверхлегкие воздушные судна.
Полеты, выполняемые малой авиацией, могут быть коммерческим или частными, выполняемыми на личном транспорте пилота или пассажира.
Согласно данным статистики большинство аэродромов для малой авиации было построено еще в советское время, на сегодняшний день состояние многих из них оставляет желать лучшего. Развитие этой отрасли тормозит отсутствие критериев безопасности для этого вида передвижения, классификации типов авиации и сокращение возможностей для обучения.
Многие использующиеся сегодня аэродромы принадлежат добровольному обществу содействия армии, авиации и флоту, которое объединяет клубы, организованные по всей стране.
Слово аэропорт используется в общепринятом смысле для обозначения здания, в котором пассажиры проходят процедуры контроля и досмотра. На самом деле аэропорт помимо здания включает летную полосу (аэродром) и служебно-техническую территорию. По назначению аэропорты делятся на три группы – местного, республиканского и международного значения. По объему пассажирских перевозок аэропорты делятся на пять классов. Аэропорты малой авиации обычно относятся к V классу, обслуживающему от 25 до 150 тысяч человек в год. При меньшем объеме аэропорт может относиться к неклассифицируемым.
Вертодром – это специально оборудованный участок земли, предназначенный для посадки, взлета и руления вертолета.
Рисунок 1. Малая авиация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектурные решения аэропортов для малой авиации
Принципы проектирования аэропортов для малой авиации:
- аэропорт проектируется по техническому заданию, где должны быть указаны типы и количество обслуживаемых судов. От этих параметров зависят размеры ангаров и вся остальная инфраструктура;
- сердцем аэропорта является аэродром, то есть специально созданный участок земли, который предназначен для посадки, взлета, руления и хранения воздушного судна. Малые самолеты требуют взлетно-посадочную полосу небольшой длины, которая может сплошной формы;
- на генеральном плане участка должно быть обозначено место предполагаемого размещения взлетно-посадочной полосы, взлеты и посадки допускают в двух противоположных направлениях. Также количество летных полос определяется интенсивностью движения, режима ветров;
- в состав однополосного аэродрома входят полоса воздушных подходов, концевая полоса, взлетно-посадочная полоса, соединительная рулежная дорожка, предстартовая и магистральная рулежные дорожки, площадки девиационных работ, для передвижного оборудования, заправочные, моечные, пассажирский перрон и служебно-техническая территория;
- проект аэропорта местных воздушных линий проектируется с прогнозом на ближайшие 20 лет развития;
- основными исходными данным для проектирования являются годовой объем перевозок, приписной парк самолетов, интенсивность движения по группам;
- технологической схемой аэропорта должны быть обеспечены качественное и оперативное обслуживание пассажиров, эффективное использование территории и зданий, наиболее прямые маршруты следования, исключающие пересечения;
- зоны обслуживания состоят от зоны контроля, регистрации билетов, операционной зоны прилеты, операционной зоны вылета и зоны ожидания;
- при проектировании руководствуются исходными технологическими графиками подготовки, разработанными для каждого типа судна;
Определить ориентировочную стоимость возведения здания аэропорта позволяют таблицы, приведенные в справочной литературе.
К сожалению, многие специалисты отмечают сегодня в целом упадочное состояние этой отрасли. Новые аэропорты практически не возводятся, а существующие давно устарели. Выгода от обслуживания мизерного потока пассажиров не сравнима с темы финансами, которыми оперируют крупные аэропорты. Интерес к малой авиации остается у владельцев частных вертолетов и самолетов, которые самостоятельно решают вопросы обслуживания, хранения и стоянки своего личного транспорта.