Профессия архитектора сегодня является одной из самых привлекательных для абитуриентов, им кажется, что она окружена флером неограниченной свободы творчества и возможностью оставить значительное наследие на века.
Архитектурное образование
На вопрос, почему вы выбрали профессию архитектора, студенты в большинстве случаев отвечают, что им хотелось получить творческую профессию, связанную с рисованием, поскольку это у них хорошо получается. Профессия же художника или скульптора им и их родителям кажется не такой стабильной и хлебной по сравнению с профессией архитектора. Уже на протяжении многих веков вокруг архитектурной профессии формировался некий внешний весьма благоприятный ореол, ибо архитектор — это человек интеллектуального труда, обладающий творческим мышлением, с обширным полем деятельности, реализующий свои идеи и меняющий облик этого скучного мира. Зачастую архитекторов мы видим в кино, в театре, в книгах, как правило, это положительные герои, которые стремятся к лучшей жизни.
Но внешний образ профессии и ее суть находятся на разных полюсах, во многом поэтому процент выпускников, оставшихся в профессии, очень невелик. Столкнувшись с огромным количеством рутины и недостатком свободы выбора они чувствуют диссонанс между желаемым и действительным.
Престиж профессии архитектор был самым высоким во времена Древнего Египта, тогда зодчие были приближены по статусу к царям, этой профессией могли занимать лишь те, кто имел знатное происхождение. И такая тенденция продолжалась на протяжении многих веков - «входной билет» в профессию был очень дорогостоящим. Обучаться можно было у практиков, но они набирали лишь толковых учеников, которые могли оплатить свое образование.
За прошедшие столетия мы можем наблюдать тенденцию снижения статуса профессии сопровождающуюся снижением стоимости обучения и его продолжительности.
Сегодня диплом архитектора можно получить:
- в средних специальных учебных заведения;
- в высших учебных заведениях;
- на дистанционных курсах;
- на курсах повышения квалификации и переподготовки.
Сегодня архитектором можно стать даже на краткосрочных курсах за несколько месяцев, но и уровень подготовки будет существенно ниже чем в вузе.
Подмастерье – это помощник, подручный мастера, который выполняет простые операции.
Рисунок 1. Навигацкая школа, первое в России и второе в Европе техническое образовательное учреждение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектурная теория и образование в России XVIII века
В 18 веке с точки зрения развития архитектуры меняется многое, это и стиль, и главные действующие лица, и школы, новые традиции, подходы, методы обучения. По приглашению императора Петра I в Россию пребывают иностранные архитекторы, которые не только практикуют и строят, но и учат новую архитектурную смену.
До реформ, инициированных Петром, в России действовала многовековая система образования, основанная на передаче знаний от мастера к подмастерью, от учителя к ученику. В начале века главным обучающим звеном еще являлась Канцелярия городовых дел, в которой использовалась та же схема преемственности, кода ученик набирается опыта в процессе работы. В Россию приезжали тысячи иностранных мастеров, которых ждали высокооплачиваемые должности, но одним из обязательных условий найма было участие в обучении русских мастеров.
В двадцатых годах в России действовала трехступенчатая система архитектурных званий:
- ученик;
- помощник архитектора;
- архитектор.
Только архитектор мог работать самостоятельно и набирать учеником, таким образом стимулировалось получение образования.
Несмотря на активную деятельность, большое количество возводимых объектов, обилие громких имен, связанных с петровской эпохой и созданием Санкт-Петербурга, среди них не найти женщин. Архитектурное образование было прерогативой мужчин, на университетские лекции стали допускать женщина лишь в 1860 году
Уже к середине века была сформирована государственная система подготовки квалифицированных кадров, поскольку требовалась компетентные специалисты во всех отраслях, и в кораблестроении, и в градостроительстве, и в проектировании. Так появились специализированные архитектурные и инженерные школы.