Метаболизм
Идеология функционализма распространилась на многие страны. Принципы функционализма, трансформируясь в конкретных условиях и идеологиях приобретали новые черты, формировались новые течения. Но возникали и альтернативные течения, так в архитектуре Японии середины двадцатого века появляется метаболизм. В его основе находятся онтогенез и коэволюция.
Онтогенез – это индивидуальное развитие организма, которое представляет совокупность последовательных преобразований от оплодотворения до конца жизни.
История метаболизма начинается со встречи Кэндзо Тангэ с организацией CIAMв 1959 году в Нидерландах. Тангэ представлял два проекта, Небесный дом и город в форме башни Киёнори Кикутакэ. Эта встреча стала первой демонстрацией идей метаболизма иностранной аудитории. В метаболизме, как и в модерне исследовались новые идеи городского дизайна. В проекте башни размещалась вся городская структура, транспорт, промышленность, сфер услуг. Стальные капсулы, которые крепились к башне, напоминали листья на ветке дерева, их срок жизни составлял 50 лет.
После этой презентации Тангэ уезжает преподавать в Массчусетский технологический институт, где продолжает разрабатывать городские проекты, рассматривая возможности сохранения человеческих связей несмотря на большой масштаб.
Течение метаболизма характеризуется тем, что в нем предусмотрена возможность замены старого новым, как и в живом организме. Метаболическая архитектура была органична японским традициям, несмотря на всю ее современность. Она основывалась на строительных традициях страны восходящего солнца и глубоком понимании того, что город динамичен, ему необходимо меняться.
В основе метаболизма лежат законы эволюции растительного и животного мира.
Родственными метаболизму концепциями являются:
- новый элемент расселения в СССР;
- Аркигрэм в Великобритании.
Рисунок 1. Пример метаболизма в архитектуре. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектура Японии 1950-1980 годов
После Второй мировой войны вновь наступает расцвет архитектуры в Японии. Реконструкция разрушенных городов стала огромным стимулом для развития. При это реконструкция шла не по пути восстановления, а по пути обновления. Такие материалы, как сталь и бетон стали основными.
Главными архитекторам послевоенной Японии были:
- Кэндзо Тангэ;
- Танигути Ёсиро;
- Кунио Маэкава;
- Тадао Андо.
Крупные общественные здания были непривычными для японской архитектуры, но благодаря талантливым архитекторам они не превратились в бездушные коробки, а стали символом обновления, в котором были отражены многовековые традиции.
В преддверии Олимпийских игр 1964 года в стране появилось множество объектов, которые должны были показать миру новую Японию. Такие здания, как стадион Ёеги, новый морской порт, люкс-отель «Окура» появились в этом время.
По всему Токио шли строительные работы, в новые объекты вкладывались баснословные суммы, экономика также постепенно восстанавливалась в след за разрушенными городами.
Жилищная проблема, которая существовала в Японии и до начала войны лишь углубилась на фоне потери части жилого фонда и продолжающейся урбанизации. Для того, чтобы справиться с недостатком жилых площадей налаживается индустриальное строительство пятиэтажек, которые рассматривались как временные жилища. Для городов, численностью более ста тысяч возводятся общественные центы, в которых совмещены несколько функций, это и концертные/театральные площадки и место для работы творческих кружков.
Метаболизм, зародившийся в Японии, получил широкое распространение в других странах. В стиле метаболизма был построен центр печати и вещания Сидзуока (архитектор К. Тангэ), Небесный дом (архитектор Киёнори Кикутакэ) и Центр печати и вещания Яманаси (архитектор К. Тангэ). Теоретическая платформа японского метаболизма была сформирована к 1960 году, когда город стали рассматривать как живой организм. Незавершенность зданий, их открытость изменениям и развитию стала основой стиля. Метаболистическое дерево было идеей Кензо Тангэ, как способ борьбы с неконтролируемым ростом городов. Он видел возможности естественного роста в том, чтобы заменить прямоугольную или радиальные сетку городов на структуру дерева, с главным стволом и несколькими магистралями. Такой транспортный скелет был бы заменяемым, изменяемым и живым. Эти идеи были оформлены в проекте Тангэ по реконструкции Токио.
Высотное строительство в Японии началось в конце шестидесятых годов, когда был отменен лимит высоты в тридцать один метр. Токио постепенно начал расти вверх, каждый новый объект стремился обогнать предыдущие, что существенно изменило силуэт столицы.