Музейные здания представляют собой отдельную группу общественных сооружений, имеющих особенности типологии и организации пространства.
Музейные здания
Проектирование музейного здания обычно напрямую связано с технологией, но если в промышленности технология подразумевается процесс производства, то в музее это процесс «потребления», любования произведениями искусства. Тем не менее в этих процессах больше общего, чем кажется на первый взгляд, именно поэтому так часто промышленные цеха превращают в музеи и выставочные пространства.
Музейные пространства могут иметь различную организацию:
- музейные пространства со свободной планировкой представляют собой просторные помещения с выделенной входной зоной и санузлами, все остальное пространство может быть зонировано и распределено непосредственно под нужды новой выставки. Такие помещения удобны при частой смене экспозиции, в них часто проводят встречи с авторами, поскольку помимо выставочных экспонатов они легко вместят и большую группу людей. Недостатком такого решения является высокая слышимость, у зрителей отсутствует возможность остаться в тишине с произведением искусства и насладиться им. С другой стороны, с точки зрения контроля, это одно из самых удачных решений, где все на виду;
- музейные пространства с анфиладной системой связи между помещениями представляют собой один из самых распространенных вариантов организации экспозиции, зрители переходят из одного помещения в другое, что позволяет сохранить их вовлеченность на протяжении всего экскурсионного маршрута, выстроить экспонаты в нужном хронологическом или с точки зрения важности порядке, организовывать несколько экскурсионных маршрутов друг за другом. Этот вариант больше соответствует поточности, его применяют в исторических музеях;
- музейные пространства в исторической застройке. Одним из самых распространенных и наиболее либеральных способов изменения функционала здания является его трансформация в музей. Так жилые дома, дворцы, усадьбы превращаются в музеи, где каждая вещь остается на своем месте как артефакт. Из-за того, что зачастую такие помещения предназначались для 2-5 человек, организовать в них одновременное пребывание большой группы невозможно, также отсутствует достаточное пространство, чтобы расположить зрителей так, чтобы они могли охватить взглядом все помещение целиком. Дворцы наиболее полно в данном случае соответствуют поставленным целям, они проектировались в расчете на большое количество людей, чаще всего по анфиладной системе.
Анфилада – это ряд последовательно привыкающих друг к другу помещений, пространств, дворов.
Архитектура музейных зданий в конце ХХ — начале ХХI века
В данный период роль музеев, которую они играли в общественной и научной сферах была существенно переосмыслена. Музейные пространства всегда выполняли функцию оправы коллекций, исходя из облика музейного здания выстраивают свои ожидания и надежды зрители.
Функции музейных пространств на рубеже веков включали:
- сбор и изучение ценных артефактов, предметов искусства и науки;
- хранение ценных объектов, создание необходимых условий для увеличения срока жизни артефактов;
- экспонирование артефактов;
- просвещение посетителей.
Образовательная функция стала одним из значимых направлений деятельности музеев конца 20 - начала 21 века. И если в прошлых веках применялась парадигма, согласно которой музей посещал человек для удовлетворения познавательного интереса, то сегодня музеи выстраивают новую стратегию, для укрепления взаимосвязей экспонат - человек.
Рисунок 1. Пример современной музейной архитектуры Сент-Луис –музей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В 19 веке музейные зданий должны были наиболее полно с точки зрения архитектуры соответствовать выставляемым в них экспонатам.
Уже с шестидесятых годов 20 века в архитектуре музейных зданий можно заметить существенные изменения, здание перестало быть продолжением коллекций, а стало самостоятельным объектом показа. Доминантой становится связь между архитектурой и человеком. Интересные, яркие, необычные по форме, отделке, цвету, стилю здания привлекают больше посетителей.
В настоящее время самыми ценными являются те преобразования, которые испытывает человек, взаимодействуя с миром музея. Трансформируется визуальная практика, что накладывает отпечаток на смысловые идеи, которые закладываются при формировании современного музея