Довольно частой является история, когда кратковременные стили оставляют глубокий след в мировой архитектуре. Модерн главенствовал менее 3 десятилетий, но его значительное наследие и сегодня украшает улицы многих столиц.
История модерна
Говорить об успехе модерна в международном масштабе начали уже в конце 1890-х годов, но у стиля долгое время не было единого наименования, так как в разных странах была своя терминология. Англичане считали, что модерн пришел к ним из Франции, поэтому использовали французский термин «ар-нуво», по названию французской галереи нового искусства. При этом в самой Франции долгое время не было единого названия этого стиля, употреблялись термины:
- современный стиль;
- стиль входных павильонов в метро;
- стиль Гимара;
- стиль яхтинга.
Спустя время закрепился термин ар-нуво. В 1897 году модерн захватывает Германию, при этом сами немцы называют этот стиль Бельгийским или стилем Анри Ван де Вельде в честь бельгийского архитектора, который переехал в Германию.
Модерн развивался неравномерно, он во многом обращался к национальным и культурным особенностям стран, что требовало времени на рефлексию. При этом количество модернистов в разных странах также различалось. Эстетики модерна работали как отдельные мастера или объединялась в общества художников, ремесленников или архитекторов. Известность получили английское «Выставочное общество искусств и ремесел», российское общество «Мир искусства», немецкое общество «Объединенное художественно-ремесленная мастерская», французское общество «Школа Нанси», австрийское общество «Венские мастерские».
Рисунок 1. Здания в стиле модерн столь обильно декорированы, что надолго приковывают взгляд зрителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектура модерна в Швеции
Северный модерн ярко проявил себя в архитектуре трех стран, а именно Швеции, Финляндии Норвегии. Модерн в них в основном затронул интерьер и декоративно-прикладное искусство.
Развитие модерна пришлось на период промышленной революции. Архитекторы получили больше возможностей для того, чтобы сделать эстетичными все сферы человеческой жизни. Северный модерн представляет собой уникальное сочетание конструктивных новаций и национальных традиций.
Для начала 20 века в Швеции был характерен рост культурного самосознания буржуазии, что отчасти продемонстрировано в новом строительстве многоквартирных доходных домов.
В Швеции модерн имел свои отличия, он отражал трудный и непростой путь индустриализации в стране. Индустриализация в Швеции понималась как разрушающая многовековой уклад угроза традициям и культуре. С другой стороны, в Швеции активно развивалась наука, что не могло не влиять на ее развитие.
В результате северный модерн Швеции стремился использовать ремесленные материалы, получаемые без индустриального производства. Другой сложной задача модерна в Швеции являлось объединение разрозненной городской застройки. Ни один из прежних стилей - барокко, классицизм или средневековая готика не были истинно шведскими. Но невозможно долго сопротивляться переменам, поэтому уже в начале 20 века северный модерн теряет свои позиции, уступая место модернизму, возглавляемому Маттиасом Грюневальдом.
Самыми яркими примерами северного модерна в Швеции являются:
- ратуша Стокгольма, архитектор Райнар Эстберг;
- аптека в Мальме, архитектор Харальд Боклунд и Август Линдваль;
- Ипподром в Мальме, построенный в 1899 году, архитектор Теодор Валин;
- кинотеатр Scala, построенный в 1905 году, архитектор Аксель Андерберг.
В Швеции и Дании развитие модерна шло очень схоже.
Рисунок 2. Стокгольмская ратуша, Швеция. Архитектор Райнар Эстберг. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Последним проявлением шведского модерна стала выставка 1914 года, проведенная в Мальме.
Шведский модерн оставил богатое наследие и позволил преодолеть индустриальную отсталость общества. В отличие от финского модерна он проявился не так ярко, не было сформировано собственной авторитетной школы, но он во многом облегчил переход к новой промышленной эре производства.
Развитие модерна завершилось с началом Первой мировой войны. Даже северный модерн, который по сравнению с ар-нуво или либерти был более прагматичным и суровым, направленным на традиции, не мог существовать в условиях усложнившейся мировой обстановки.