Маньеризм
Считается, что период маньеризма начался в 1520 году, ему предшествовал Высокий Ренессанс. Предпосылками к формированию нового стиля были:
- экономический и политический кризис в Италии;
- кризис идеалов эпохи Возрождения;
- пресыщенность и отсутствие четкого дальнейшего пути развития римского классицизма начала века.
В ряде исследований утверждается, что причиной возникновения маньеризма послужило разграбление Рима, которое произошло в 1527 году. Многие художники, которые были в то время в городе, погибли или бежали в более безопасные места.
Само слово стиль в то время не было обиходным, вместо него использовалось итальянское слово «манера», его стали применять для обозначения современного искусства. Впервые термин маньеризм был использован в 1789 году, теоретиком Луиджи Ланци. В целом маньеризм исследователями рассматривается неоднозначно. Некоторые историки не считают его художественным стилем из-за отсутствия характерных формальных представителей и носителей, другими исследователями маньеризм понимается как ранняя фаза барокко.
Основные черты маньеризма, тем не менее включают поиск нового основания в условиях общей растерянности, при этом активно эксплуатировались наработанные ранее композиционные приемы и идеи, а сам художественный уровень, накопленный за эпоху Возрождения был очень высок.
Маньеризм нашел свое отражение в изобразительном искусстве, архитектуре и литературе. В живописи и графике он отразился в повышенном спиритуализме в сочетании с сублимированным эротизмом. Использовались змеевидные и изломанные линии. Наблюдается деформированность фигур, напряженность поз, разномасштабность. Для маньеристической живописи характерны удлиненные фигуры, экзотические костюмы, контрастные тона. Маньеристическая манера живописи прослеживается и у Тициана, последователя Рафаэля. Из Италии маньеризм распространился и в другие города - школа Фонтенбло во Франции, Эль Греко в Испании.
В литературе маньеризм характеризуется изощренностью слога, усложненным синтаксисом, аллегоричностью образов и игрой контрастов. В Италии маньеризм проявляется в работах Тассо и Марино. Музыка в стиле маньеризма отличается переменчивостью настроений, необычной хроматической гармонией, мелодраматической аффектацией. Композитор Карло Джезуальдо да Веноза считается маньеристом.
Спиритулизм – это религиозно-философское течение, которое опирается на веру в загробную жизнь и возможность налаживания общения с духами умерших с помощью медиумов (движение зародилось в 1848 году).
Рисунок 1. Основные характеристики маньеризма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектура маньеризма в Италии
С точки зрения архитектуры, маньеризм выражается в потере ренессансной целостности композиции, баланса, применение форм, которые приводят к тому, что у зрителя возникает ощущение беспокойства. Связь между декоративными элементами и фасадом кажется непрочной и недостаточно обоснованной логически. Для маньеризма характерен отход от симметрии, большое внимание уделялось деталям, что понималось как доминирование формы над содержанием.
Примерами работ в этом стиле являются:
- палаццо дель Те, Мантуя, авторства Джулио Романо;
- библиотека Лауренциана, Флоренция, авторства Микеланджело;
- фланкирующие здания Галереи Уффици;
- постройки Бальдассаре Перуцци;
- постройки Себастьяно Серлио.
Из-за того, что маньеризм в своей основе был противоречим, таково было и его влияние на последующее развитие стилей. Можно сказать, что он предвосхитил стиль рококо, с другой стороны спиритуальное начало было позже развито в рамках сакрального барокко. Существуют даже общие элементы у маньеризма и постмодернизма, которые использовали культурный багаж прошлых эпох.
Рисунок 2. Италия - родина маньеризма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В целом можно сказать, что провести отличия между Высоким Ренессансом и маньеризмом помогут непривычные пропорции последнего, стремление к изысканности, грациозности, декоративности. Маньеризм, по сравнению с уже достигнутым в эпоху Возрождения высоким уровнем считается причудливо фантастическим, потерявшим часть былого величия. Считается, что сторонником (а по иным сведениям основоположником) маньеризмы был Рафаэль, который первым отошел от изображения гармонически развитых людей и выбрал более изощренную манеру.