Архитекторы-рационалисты
На фоне значительных потрясений двух революций в России менялась и архитектура, в частности, появились новые направления – конструктивизм и рационализм.
Рационализм относится к архитектуре авангарда, он лаконичен, строг и является продолжение функционализма. Одним из главных отличий рационалистов от конструктивистов является анализ психологического восприятия архитектуры человеком.
Первыми принципы рационализма во второй половине 18 века начали разрабатывать французы:
- Э. Л. Булле;
- К. Н. Леду;
- Ж. Гондуэн.
В СССР основоположником рационализма считают А. К. Красовского. Красовский опубликовал первое рационалистское издание по строительному делу, которое называлось «Гражданская архитектура. Части зданий». К изданию прилагался атлас чертежей. В теории рационализма Красовский опирался на то, что архитектура должна соответствовать потребностям, экономии и свойствам материалов. Потребности представляют цель, материалы определяют способ достижения цели, а экономия позволяет удовлетворить большее число потребностей, как утилитарных, так и эстетических.
Новое направление рационализма зародилось на базе традиционной школы, которую прошли все архитекторы того времени. Творческим лидером рационализма называют Никола Ладовского, он призывал не отрекаться от имеющегося наследия и не ограничиваться лишь функцией и утилитарностью.
Ключевым понятием рационализма было пространство, а архитектура понималась как искусство, оперирующее пространством, и это пространство по-разному воспринимается человеком. Поэтому будущие рационалисты в мастерских учились пространственной композиции, они составляли эскизы не на бумаге, а в объеме и затем переносили их на лист.
Рационализм оформился в отдельное направление раньше конструктивизма, его творческая концепция была описана в 1921–1922 годах.
Неоклассицизм - это художественное направление. В архитектуре неоклассицизм является производным от античной архитектуры. Он стремится к чистоте римского искусства, имитации вечности Вселенной.
Группировка АСНОВА
Творческое объединение рационалистов к 1923 году формировалось в организацию АСНОВА, что расшифровывается как Ассоциация новых архитекторов, она был официально зарегистрирована в июле 1923 года, в ее состав входили:
- Николай Ладовский;
- Николай Докучаев;
- Владимир Кринский;
- Алексей Рухлядев;
- Артур Лолейт;
- Виктор Балихин.
Как и ОСА (Объединение современных архитекторов), АСНОВА стремилась создать свой печатный орган, но им удалось подготовить лишь один его выпуск – «Известия “АСНОВА”», остальные публикации выходили в других изданиях. Важным упущением рационалистов было пренебрежение к первым архитектурным конкурсам, на которых лидирующие позиции в отсутствии конкурентов заняли конструктивисты. В итоге, несмотря на то, что рационализм оформился раньше, большую популярность получил конструктивизм.
Рисунок 1. «Известия “АСНОВА”». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Следующее годы ведется полемика и дискуссии между участниками двух крупнейших объединений. Архитекторы АСНОВА были привлечены к разработке жилого комплекса на Шабаловке, проект состоял из 24 жилых корпусов, детского сада и котельной. Требованиями к проекту была компактность, дешевизна и художественная выразительность.
АСНОВА прекратила свое существование в 1928 году, проработав всего 5 лет. Причиной распада стали внутренние противоречия между Ладовским и Балихиным. Ладовский и его последователи из АСНОВА позже открывают Объединение архитекторов-урбанистов. В рамках своей работы объединение выполнило проект рабочего поселка для автомобильного завода, проект театра ВЦСПС, проект Дворца Советов и другие.
Ученик Ладовского, Георгий Крутиков в качестве дипломной работы представил проект летающего города-коммуны, который парил в облаках, а связь между землей и городом осуществлялась с помощью многофункциональных кабин.
Идеи рационализма были отвергнуты на фоне изменения роли архитектуры. Свободная творческая атмосфера, царившая в СССР после революции, сменилась планомерным возвеличиванием вождя. А лучшим средством для этого была классика, так в моду вошли сталинский ампир и неоклассицизм. Конструктивизм и рационализм стали восприниматься негативно, а имена их основателей надолго подверглись забвению. Переосмысление архитектуры 1920–1930- годов началось лишь после войны, многие ее идеи были переняты архитекторами периода «оттепели».