Краткая биография
Луи Лево (1612 – 11 октября 1670) – французский архитектор, является одним из основоположников французского классицизма.
Луи Лево родился в Париже в семье архитектора. С 1653 по 1670 годы являлся первым королевским архитектором.
Благодаря сотрудничеству с такими мастерами как Шарль Лебрен и Андре Ленотр Лево добился формирования нового типа дворцово-паркового ансамбля. Усадьба Во-ле-Виконт, а также Коллеж четырех наций поставили архитектора в первые ряды мастеров архитектуры. «Мизансцены» Луи Лево стали одним из истоков пышного «версальского» стиля второй половины XVII века. Творческая деятельность Лево стала началом нового союза архитектуры с изобразительно-декоративным оформлением зданий и парковым искусством. Вокруг архитектора образовались две группы художников разного профиля, одну из которых возглавлял Лебрен, другую – Лентор. Благодаря такому продуктивному сообществу удалось создать множество синтетических ансамблей 1660-1690-х годов.
Главные сооружения Луи Лево
Во-ле-Виконт, созданная Луи Лево, является классической французской усадьбой-дворцом XVII века. Она расположена в окрестностях города Мелена, к юго-востоку от Парижа. Строительство объекта было завершено в 1661 году, предназначен сей дворец был для суперинтенданта финансов при Людовике XIV. В те времена главный координатор финансовой отрасли Фуке задумал построить самый шикарный дворец в стране и пригласил для этого трех крупнейших профессионалов своего дела – Луи Лево, специалиста по ландшафту Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрена. Такой творческий союз привел к появлению шикарного памятника искусства, который стал образцом стиля времен короля Людовика XIV. Этот стиль характеризовался единством архитектуры, внутреннего декора и парковых ландшафтов.
Одним из последних этапов творчества для Луи Лево стала работа над дворцом в Версале. Известно, что Версальский дворцово-парковый ансамбль изначально задумывался как резиденция французских королей в пригороде Парижа. Луи Лево считается первоначальным главным архитектором Версаля, а Андре Ленотр – создателем парка. Комплекс сооружений в Версале считается уникальной целостной композицией, которая характеризуется единством замысла и гармонией архитектурных форм и переработанных ландшафтов. К концу XVII века Версаль становится образцом парадных загородных резиденций не только во Франции, но и для других европейских правителей.
Примечательно, что первоначальный небольшой замок Луи Лево расширил в 1668 году, создав П-образную композицию в плане. Фасад обновленного сооружения выходил в парк, над оформлением которого работал Ленотр. В конструкции дворца не обошлось и без колоссального ордера, столь характерного для Лево, он предусмотрел данную конструкцию на цокольном этаже. Нетрудно заметить, что архитектор в своем проекте стремился дать некоторую свободу и живость творческим архитектурным конструкциям. Например, фасад, обращенный к саду, имел террасу на 2-м этаже, позднее в этом месте была сконструирована Зеркальная галерея.
Скончался Луи Лево в Париже в 1670 году, и для завершения строительства Версальского дворца король нанял архитектор Ардуэна-Мансара.
Рисунок 1. Версаль в Париже. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Помимо вышеупомянутых сооружений Луи Лево занимался также строительством таких объектов, как:
- Отель Лозен (1656 – 1657);
- Луврский дворец (1655-1670);
- Фрафоровый Трианон (1670-1672). В данном проекте Луи Лево выполнил лишь первые чертежи, которые были завершены новым королевским архитектором Франсуа дэ Орбэ.
Коллеж четырех наций и фасад Лувра
Среди прочих сооружений Луи Лево выделяется также здание Коллежа четырех наций (1661 – 1665). Проект этого сооружения начал создаваться по заданию кардинала Мазарини для обучения провинциального населения Франции. В архитектуру данного здания Лево заложил основные принципы классической архитектуры в условиях городской застройки. Здание Коллежа, расположенное на левом берегу Сены, ориентировано таким образом, чтобы купольная церковь, являющаяся центральной композицией здания, была повернута по оси Лувра. Таким приемом архитектор достиг пространственного единства крупных городских построек, образующих один из главных архитектурных ансамблей Парижа, объединенных руслом реки.
В данном случае Лево успешно нашел образ общественного здания большой государственной значимости. В архитектуре Коллежа прослеживается развитый силуэт, а также ярко выраженный центр композиции, главенствующее значение которого подчеркивается укрупнёнными членениями и формами входного портала и купола.
Творчески переработав формы дворцовой и монументальной архитектуры, Лево формирует облик общественного сооружения с купольным композиционным центром. Его творения станут прообразом многих европейских общественных зданий XVIII-XIX веков.
Рисунок 2. Коллеж четырех наций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Восточный фасад Лувра является еще одним произведением Лево, в котором нашли наиболее полное выражение эстетические принципы французского классицизма и некоторые каноны, выработанные Академией архитектуры к тому моменту. В проектировании сооружения помимо Луи Лево участвовали Клод Перро, Франсуа д'Орбе.
Нередко Восточный фасад Лувра называют Колоннадой Лувра, составляющей часть двух ансамблей, которые были объединены в XVII веке. Это ансамбли дворцов Тюльри и Лувра. Фасад, общей протяженностью в 173 метра оснащен центральным и двумя боковыми ризалитами, между которыми на монументальном гладком цоколе с редкими оконными проемами покоятся 12-ти метровые сдвоенные колонны коринфского ордера. Эти колонны воспринимают нагрузку от высокого антаблемента и образуют затененные лоджии.
Наиболее богатый по формам, декору и ордерным членениям ризалит центрального входа с трехпролетным портиком увенчивается антикизированным по формам и пропорциям строгим треугольным фронтоном. Тимпан фронтона богато декорирован при помощи множества скульптурных композиций.