Краткая биография
Антонио Ринальди (1709 – 10 апреля 1794) – известный архитектор итальянского происхождения, долгое время работавший в России.
Антонио Ринальди учился у придворного архитектора Л. Ванвителли, который был старше Ринальди всего на 9 лет. Считается, что Антонио Ринальди был родом из Неаполя или его окрестностей, потому что Ванвителли брал в качестве учеников только уроженцев этих мест.
Ринальди в Италии принимал участие в строительстве римского монастыря святого Августина, также руководил строительными работами по возведению собора монастыря святой Магдалены в городе Пезаро.
Известно, что в Россию Антонио Ринальди приехал в 1751 году. Такие данные были получены из переписки графа Воронцова с римским корреспондентом архитектора Бьельке. Изначально Ринальди подписал контракт с малороссийским гетманом Разумовским о строительстве резиденции в Батурине. Вероятно, архитектором в этих местах не было создано ничего существенного, поэтому спустя несколько лет Антонио Ринальди возвращается в Петербург и поступает на службу к Малому двору Петра Федоровича. После вступления на престол Екатерины II Ринальди назначают придворным архитектором, в этой должности он прослужил до 1784 года.
Рисунок 1. Князь-Владимирский собор. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По пути из Италии в Петербург архитектор Ринальди посетил такие немецкие города, как Аугсбург, Дрезден, Мюнхен и Берлин. В Штетине Антонио Ринальди садится на корабль и отправляется в Петербург. Этот маршрут прослеживается благодаря сохранившимся письмам графа Воронцова и Бьельке. Судя по различным проектам архитектора, немецкие сооружения оказали сильное впечатление на его творчество. При этом Ринальди не забывал и о итальянском стиле, его ключевые особенности также прослеживались в проектах.
На сегодняшний день известно, что по проекту Антонио Ринальди строился Большой театр. В процессе возведения здания произошла трагическая случайность – архитектор упал с лесов. После случившегося Ринальди назначают пенсию в тысячу рублей в год, он продает свой дом и уезжает на родину, в Рим. Несколько последних лет своей жизни зодчий занимается систематизацией своих архитектурных разработок и рисунков. Умер Антонио Ринальди в 1794 году.
Творчество Антонио Ринальди
Считается, что прототипом для Китайского дворца в Ораниенбауме стал берлинский дворец Камеке, который были разрушен в годы Второй Мировой войны. Аналогично, в планировке Гатчинской резиденции прослеживается влияние мюнхенского Нимфенбурга, этот огромный комплекс состоит из центрального сооружения, длинных галерей и гигантских каре конюшен и оранжерей.
В сооружениях Антонио Ринальди ярко прослеживаются рационализм и консерватизм. Такие выводы можно сделать, если посмотреть на ордеры разных зданий. Этот элемент «итальянского вкуса» Ринальди всегда располагает в значимых для конструкции местах – на углах, тем самым захватывая оба фасада сооружения. Такой прием способствовал равномерному ритму конструкций всего здания. Ни в одном проекте Антонио Ринальди нет совершенно гладкой стены, которая бы прорезалась прямоугольниками окон и дверей.
При этом, архитектор, создавая «современные здания», был вынужден учитывать и современные тенденции во внутреннем декоре. Во второй половине XVIII века в России становится популярным греческий вкус в архитектуре, это происходит во многом благодаря французскому влиянию. Во внешнем виде зданий прихотливые орнаменты живописного вкуса сменяют греческие венки и гирлянды. Яркой иллюстрацией нового вкуса в архитектуре могут служить главные помещения Гатчинского и Мраморного дворцов.
На сегодняшний день из сохранившихся источников можно судить о предметах, заказанных Антонио Ринальди для оформления внутреннего убранства своих сооружений. Например, в накладной, датируемой 1766 годом, мебели придаются следующие характеристики:
- «в современном стиле»;
- «по-гречески»;
- «a l’antique».
Надо сказать, что часть заказанных архитектором в разные периоды предметов сохранилась, но не на своих местах. Например, часы под названием «Учение», привезенные из-за границы для оформления дворца в Ораниенбауме, были обнаружены в орловской Гатчине и до сих пор находятся там, а комод из наборного дерева, позолоченный бронзой, украшает Фрейлинскую Павловского дворца, хотя и был доставлен для Гатчины.
Рисунок 2. Мраморный дворец в Санкт-Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Известно, что Ринальди закончил процесс возведения одного из старейших католических храмов Санкт-Петербурга – церкви святой Екатерины Александрийской, располагающейся на Невском проспекте. Примечательно, что архитектор во время строительства исполнял роль старосты прихода в церкви.
Известные сооружения Антонио Ринальди
Из наиболее примечательных сооружений Ринальди в России можно выделить такие здания, как:
- Князь-Владимирский собор. Данный проект был разработан архитектором в 1765 году, здание представляло собой пятиглавый собор с трехъярусной колокольней;
- католический храм святой Екатерины. Этот храм является одним из старейших католических сооружений Санкт-Петербурга и был построен в 1783 году;
- колокольня церкви Вознесения Господня. Данная церковь неоднократно подвергалась перестройкам и утрачена на сегодняшний день. Наиболее масштабная реконструкция сооружения была связана с именем Антонио Ринальди.
- Мраморный дворец в Санкт-Петербурге. Это сооружение расположено в историческом центре города и было построено в 1785 году. В 1992 году здание является филиалом Русского музея.
Следует еще отметить такие мемориальные сооружения, как Чесменская и Морейская ростральные колонны в Царском Селе, а также Кагульский обелиск и Крымская колонна, которые архитектор создал на вершине своего творчества. По его проектам были возведены пеньковые склады - здания на Тучковом буяне. В данном случае это является примером того, что Ринальди прекрасно удавалось проектировать и сооружения утилитарного назначения.