Сущность апсиды
Апсидой называют примыкающий к основному объему здания пониженный выступ. Он может быть полукруглым, граненым, прямоугольным или усложненным в плане.
Апсиды нередко перекрываются куполом или сомкнутым полусводом. Как правило, под термином «апсида» понимается алтарные объемы в религиозных сооружениях. Апсидиолой называют пониженный выступ небольшого размера, примыкающий к конструкции основного здания и не имеющий внутри себя алтаря. Считается, что первые апсиды появились в древнеримских базиликах.
Апсида храмов Руси
Как правило в христианских религиозных сооружениях апсида представляет собой алтарный выступ, ориентированный на восток. Надо сказать, что назначение апсид в христианских храмах может быть и иным (например, декоративным или утилитарным). Так, собор Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря имеет несколько апсид с каждой стороны. В католических храмах внутри апсиды могли размещаться капеллы.
Православные храмы Руси имели нечетное число апсид, как правило – одну или три. Константинопольские храмы, которые в некоторой степени являлись прообразом для древнерусских, часто могли иметь три апсиды, изначально использовавшиеся как три независимых друг от друга алтаря.
В XIV веке апсиды трехапсидных религиозных сооружений превращаются в алтарь, располагающийся в средней апсиде. Алтарь средней апсиды назывался протезисом или жертвенником, если располагался в северной части, и диаконником (ризницей), если располагался в южной апсиде. Ризница служила для хранения богослужебных книг, а также облачений, использовавшихся в литургии.
Рисунок 1. Успенский собор во Владимире. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В однотипных готических соборах можно увидеть вытянутую базилику с трехчастным делением и с вытянутыми апсидами. Классический православный храм выглядит идентично, он имеет однокупольное четырехстолпное перекрытие. Этот по истине уникальный вариант религиозного сооружения в России можно наблюдать на примере церквей Владимира и Новгорода.
Успенский собор во Владимире может показаться многокупольным, однако в действительности он является однокупольным, поскольку остальные купольные конструкции не функционируют. Нагрузку от данного купола воспринимают четыре столпа, купол при этом имеет три апсиды, в которых располагается алтари. В данном случае перекрытие между куполом и карнизами потолка – есть отсутствие перегородок. Такая идея демонстрируют иллюзорную хрупкость. Аналогичный принцип символического концептуализма применяется в готических соборах.
Единственным сходным по идейным и экстерьерным параметрам православным храмом в России является церковь Владимирской Иконы Божией Матери в селе Быково, на территории усадьбы М.М. Измайлова. Сходство наблюдается во внутреннем и внешнем убранстве сооружения:
- нервюрных сводах;
- ритмике средокрестия;
- вытянутых апсидах.
Архитектором данного храма считают В.И. Баженова, поскольку он является первым зачинателем русской псевдоготической архитектуры, однако, доказательств этому нет.
Готический собор и православных храм
Строительная отрасль всегда иллюстрирует представление времени о модели мира. «Миром» готического собора было средневековье, время рыцарской культуры и розенкрейцеров.
Надо сказать, что готическая архитектура не имеет конкретных авторов. Иногда в источниках указываются псевдонимы (например, Аббат Сугерий, который занимался реконструкцией церкви Сен-Дени в XII веке). В этой связи можно утверждать, что готика является безымянным архитектурным стилем.
В XI веке существовало множество мастеров-каменщиков, а также художников-архитекторов, которые предпочитали остаться в тени. В то время стать Мастером было непросто – необходимо было сдать экзамен. Для того, чтобы его сдать, требовался высочайший уровень подготовки. В некоторой степени Мастер сдавал экзамен на сооружение-шедевр.
Рисунок 2. Церковь Сен-Дени. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все готические соборы имеют похожий план сооружения в виде вытянутого прямоугольника. Обычно такой собор имеет трехчастное деление. Собор Парижской Богоматери и Реймский Собор наглядно иллюстрирует это. Нижняя часть готического собора называется «корабль», средняя – «трансепт», верхняя – «алтарная часть». Ключевой особенностью готического собора является способ соединения стрельчатого свода с системой подпорок. Такая конструктивная схема ведет к тому, что нагрузку от сводчатого покрытия воспринимают лишь столбы, а стеновые конструкции не участвуют в передаче усилий, поскольку боковое давление «корабля» передается на контрфорсы.
Центральная часть собора в плане имеет вид креста. Каждый готический собор имел глубочайший смысл. В непосредственном удалении от каждого из них обычно располагался университет (но не в современном, классическом понимании). По этому принципу была построена Сорбонна. Данный университет являлся в то время источником тайных знаний. У цеха мастеров каменных работ также существовала своя архитектурная наука.
Внешний фасад готического собора создает впечатление незаконченности сооружения. Данный эффект производят колокольные башни. Считается, что это является задумкой архитекторов, поскольку в то время символом башни являлось познание, а познание всегда бесконечно.
Замысел готической архитектуры содержит и православный храм. У него также есть подкупольное пространство, трансепт, называемый иконостасом и алтарь. Здесь также наблюдается эволюция готического пространства (трансепта) в православный иконостас, т.е. трансепт трансформируется в вертикаль.
Трехчастность православного храма и готического собора имеет общую идею Святой Троицы. «Корабль» здания отдается телу, трансепт отображает душу, а алтарь – дух. Поскольку тело и душа связаны друг с другом, а дух – нет, апсида храмов и имеет несколько обособленный характер.