Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Апсида храмов Руси и готических соборов

Сущность апсиды

Определение 1

Апсидой называют примыкающий к основному объему здания пониженный выступ. Он может быть полукруглым, граненым, прямоугольным или усложненным в плане.

Апсиды нередко перекрываются куполом или сомкнутым полусводом. Как правило, под термином «апсида» понимается алтарные объемы в религиозных сооружениях. Апсидиолой называют пониженный выступ небольшого размера, примыкающий к конструкции основного здания и не имеющий внутри себя алтаря. Считается, что первые апсиды появились в древнеримских базиликах.

Апсида храмов Руси

Как правило в христианских религиозных сооружениях апсида представляет собой алтарный выступ, ориентированный на восток. Надо сказать, что назначение апсид в христианских храмах может быть и иным (например, декоративным или утилитарным). Так, собор Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря имеет несколько апсид с каждой стороны. В католических храмах внутри апсиды могли размещаться капеллы.

Православные храмы Руси имели нечетное число апсид, как правило – одну или три. Константинопольские храмы, которые в некоторой степени являлись прообразом для древнерусских, часто могли иметь три апсиды, изначально использовавшиеся как три независимых друг от друга алтаря.

В XIV веке апсиды трехапсидных религиозных сооружений превращаются в алтарь, располагающийся в средней апсиде. Алтарь средней апсиды назывался протезисом или жертвенником, если располагался в северной части, и диаконником (ризницей), если располагался в южной апсиде. Ризница служила для хранения богослужебных книг, а также облачений, использовавшихся в литургии.

Успенский собор во Владимире. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Успенский собор во Владимире. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Апсида храмов Руси и готических соборов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В однотипных готических соборах можно увидеть вытянутую базилику с трехчастным делением и с вытянутыми апсидами. Классический православный храм выглядит идентично, он имеет однокупольное четырехстолпное перекрытие. Этот по истине уникальный вариант религиозного сооружения в России можно наблюдать на примере церквей Владимира и Новгорода.

Успенский собор во Владимире может показаться многокупольным, однако в действительности он является однокупольным, поскольку остальные купольные конструкции не функционируют. Нагрузку от данного купола воспринимают четыре столпа, купол при этом имеет три апсиды, в которых располагается алтари. В данном случае перекрытие между куполом и карнизами потолка – есть отсутствие перегородок. Такая идея демонстрируют иллюзорную хрупкость. Аналогичный принцип символического концептуализма применяется в готических соборах.

Единственным сходным по идейным и экстерьерным параметрам православным храмом в России является церковь Владимирской Иконы Божией Матери в селе Быково, на территории усадьбы М.М. Измайлова. Сходство наблюдается во внутреннем и внешнем убранстве сооружения:

  • нервюрных сводах;
  • ритмике средокрестия;
  • вытянутых апсидах.

Архитектором данного храма считают В.И. Баженова, поскольку он является первым зачинателем русской псевдоготической архитектуры, однако, доказательств этому нет.

Готический собор и православных храм

Строительная отрасль всегда иллюстрирует представление времени о модели мира. «Миром» готического собора было средневековье, время рыцарской культуры и розенкрейцеров.

Надо сказать, что готическая архитектура не имеет конкретных авторов. Иногда в источниках указываются псевдонимы (например, Аббат Сугерий, который занимался реконструкцией церкви Сен-Дени в XII веке). В этой связи можно утверждать, что готика является безымянным архитектурным стилем.

В XI веке существовало множество мастеров-каменщиков, а также художников-архитекторов, которые предпочитали остаться в тени. В то время стать Мастером было непросто – необходимо было сдать экзамен. Для того, чтобы его сдать, требовался высочайший уровень подготовки. В некоторой степени Мастер сдавал экзамен на сооружение-шедевр.

Церковь Сен-Дени. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Церковь Сен-Дени. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Все готические соборы имеют похожий план сооружения в виде вытянутого прямоугольника. Обычно такой собор имеет трехчастное деление. Собор Парижской Богоматери и Реймский Собор наглядно иллюстрирует это. Нижняя часть готического собора называется «корабль», средняя – «трансепт», верхняя – «алтарная часть». Ключевой особенностью готического собора является способ соединения стрельчатого свода с системой подпорок. Такая конструктивная схема ведет к тому, что нагрузку от сводчатого покрытия воспринимают лишь столбы, а стеновые конструкции не участвуют в передаче усилий, поскольку боковое давление «корабля» передается на контрфорсы.

Центральная часть собора в плане имеет вид креста. Каждый готический собор имел глубочайший смысл. В непосредственном удалении от каждого из них обычно располагался университет (но не в современном, классическом понимании). По этому принципу была построена Сорбонна. Данный университет являлся в то время источником тайных знаний. У цеха мастеров каменных работ также существовала своя архитектурная наука.

Внешний фасад готического собора создает впечатление незаконченности сооружения. Данный эффект производят колокольные башни. Считается, что это является задумкой архитекторов, поскольку в то время символом башни являлось познание, а познание всегда бесконечно.

Замысел готической архитектуры содержит и православный храм. У него также есть подкупольное пространство, трансепт, называемый иконостасом и алтарь. Здесь также наблюдается эволюция готического пространства (трансепта) в православный иконостас, т.е. трансепт трансформируется в вертикаль.

Замечание 1

Трехчастность православного храма и готического собора имеет общую идею Святой Троицы. «Корабль» здания отдается телу, трансепт отображает душу, а алтарь – дух. Поскольку тело и душа связаны друг с другом, а дух – нет, апсида храмов и имеет несколько обособленный характер.

Дата последнего обновления статьи: 24.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot